Я родилась в 1972 году. Детство мое прошло в Сибири, в глухом таежном поселке с численностью населения человек в 300.
Помню себя лет с двух-трех. Наверно, до школы я имела отдаленное представление о политике и стране, в которой родилась. Ну ходила в детский сад, играла куклами, рисовала, читала-писала. Интересно, что писать я полюбила раньше, чем читать. Мое первое произведение было написано в 5 лет: "Шел мужик и узнал свою жену". Отец восхищался: "А ведь и правда, - говорил он, - был такой случай. После войны один мужик долго не мог найти свою семью. Однажды пошел в районный центр, а навстречу ему идет жена - она в другой деревне жила. Так что буквально - шел муж и узнал свою жену".
Начальная школа
В школу я пошла в 1979 году. Сразу оговорюсь, что школа была самым чистым и красивым местом в поселке. Многих учителей я любила, они с нами довольно много занимались. Но, конечно, ни о каком дополнительном образовании (типа музыкалки или художки) в такой глуши даже мечтать было глупо. Я даже не знала, что городским детям доступны такие "опции".
Зато с первых дней школы началась работа над моей политической сознательностью. Если я не ошибаюсь, перед 7 ноября первоклассников принимали в октябрята. Конечно, я была не против, а даже "за". В дело Ленина я еще не очень вникала, но звездочка была красивая, и мне нравилось ее носить. И да, нам, конечно, популярно объяснили, что в октябрята принимают только самых достойных детей. Ясно, что всем хотелось быть достойными, и, чтоб никого не обидеть, в октябрята принимали всех.
Правда, были дети, которые в октябрята не вступали по идейным соображениям - это дети кержаков, которых в поселке было довольно много, и в нашем классе, например, их было 4 человека из 16.
Чтобы мы росли настоящими советскими гражданами, у нас регулярно проводились классные часы, на которых объясняли преимущество нашего строя над капиталистическим. И об угрозе империализма нашему счастливому детству. Особенно об угрозе ядерной войны. Помню, как после одного из таких мероприятий я написала на листе, вырванном из школьной тетради: "Америка напала на Детнам". (Вьетнам, имеется ввиду. Просто я тогда название не расслышала). Видимо, переживала...
Моя пионерия
В третьем классе 22 апреля, в день рождения Ленина, нас приняли в пионеры. Опять же, на словах только самых достойных, а на деле - всех, кому не лень. Только дети кержаков опять остались в стороне.
Я была рада новому аксессуару - пионерскому галстуку. Мне казалось, что он просто преображает строгую школьную форму.
В чем заключалась моя пионерия? Толком не помню. Макулатуру и металлолом мы не сдавали (видимо, было некуда), ветеранам не помогали. Зато регулярно участвовали в школьных мероприятиях, посвященных советским праздникам.
Обычно это выглядело так. Учитель находил сценарий, раздавал стихи, мы их учили, потом начинались репетиции. В классе нас выстраивали у доски, мы читали эти самые стихи и пели песни. Затем выступали перед школой.
Запомнился один стишок:
Не рождайте, горянки, на свет дочерей,
Не дарите их долею тяжкой,
А появится дочь - пусть умрет поскорей,
Чтобы меньше страдать ей, бедняжке.
(Из стихотворения Р. Гамзатова "Песнь горянки" в перевожде Н. Гребнева)
Я почему-то читала вместо "не рождайте" "не рожайте", учительница делала мне замечания, а я все равно повторяла неправильно - видимо, разницы не понимала.
Это мероприятие было посвящено дате образования СССР. Каждый из выступающих символизировал собой братскую республику. Мне, соответственно, достался Азербайджан. Помню, выступать нужно было в народном азербайджанском костюме. Соорудить его в наших реалиях было очень непростой задачей. В конечном итоге, ограничились ленточками на голове.
Воспитание воинственности
Оно выражалось в строевой подготовке. Почему-то большим праздником считался День юного антифашиста. Этот день принято было праздновать маршем, сопровождаемым пением песен, например, "Идет солдат по городу". И до сих пор помню команды:
На ле-е-ево, раз-два!... На месте стой! Раз два!
Мои дети этого не представляют, и слава Богу...
А в старших классах вообще был предмет НВП (Начальная военная подготовка). На этом уроке нас учили собирать и разбирать автомат. А несколько раз мы даже стреляли в тире в какую-то трубу. Я боялась стрелять, потому как считала, что пуля может рикошетом вернуться назад. Но учитель мне объяснил, что такое невозможно. Я выстрелила, сильно промазав. В общем, этот предмет мне был не близок...
Атеистическое воспитание
Конечно, дело нашего воспитания не обходилось без атеистической пропаганды. Запомнился стих из учебника третьего (или пятого?) класса:
Не противься, Варенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький
Твой крестильный крест.
(Эдуард Багрицкий "Смерть пионерки")
Автора я, конечно, тогда не запомнила - сейчас только в интернете посмотрела. Каково же было мое удивление, что известные строки "Нас бросала молодость в сабельный поход" тоже из этого стихотворения!
Хотите знать, что я думала о Вареньке? Особо ее поступком не восхищалась, но и не возмущалась. Выходит, пионеркой я была чисто формальной. А о религии была наслышана, но не воспитана в ней. Наверно, не могла выбрать собственное отношение к Варенькиному поступку. Помню только, что папа прокомментировал стихотворение: "Вот учат детей не слушаться родителей". Может быть, поэтому стихи врезались в память на всю жизнь.
Комсомольская юность
А потом был комсомол. Да, я в него тоже вступала примерно в 1987 году, на закате эры СССР. Помню, нужно было учить Устав ВЛКСМ. Я его несколько раз прочитала, но знала нетвердо, потому как мне все это было не особо интересно. Нас пугали, что если отвечаешь плохо - могут не принять. В итоге, как вы уже догадались, приняли всех.
Зачем же я вступала? Спросите вы. Не знаю даже. Все вступали, поэтому и я, так как своей головой думать не привыкла. А еще говорили, что комсомольцу легче поступить учиться - на тот момент это был главный "плюс". Комсомольский взнос для школьников был всего две копейки.
Лет через пять, когда я устроилась на работу, моей коллегой стала женщина, бывший комсорг - она в свое время собирала с комсомольцев по две копейки и ставила печати об уплате в комсомольские билеты.
Во времена моей юности муж этой женщины тоже был при деле - работал парторгом. Так вот, жили они в те благословенные времена, судя по ее рассказам, весьма и весьма неплохо на фоне остального менее идейного населения. Это я к тому, что все якобы жили одинаково.
Статья получилась слишком большой, и мне пришлось поделить ее на две части. Так что окончание здесь.
Другие статьи в тему:
Откликнитесь, школьницы 80-х! Наверняка, вы тоже вели подобные тетради
Еда моего детства: любимая и не очень
Как жила моя семья в 80-е годы прошлого века