Найти тему

Исправление ошибок: техники

Оглавление

Ваш ученик допустил ошибку, и вы точно знаете, что нужно ее исправить, ведь она точно подходит по всем критериям, о которых мы писали в предыдущей статье. Но как лучше всего будет ее исправить?

Кто должен исправить ошибку?

Сначала разберемся с тем, кто может исправить ошибку на уроке. В классе, онлайн или офлайн, сделать это могут три человека:

1. Преподаватель. Чаще всего это подразумевает прямое исправление ошибки ученика.

2. Другой ученик. Этот вариант возможен, если вы ведете групповые уроки.

3. Сам ученик. Если у ученика есть возможность заметить свою ошибку, он может исправить ее самостоятельно.

-2

Конечно, наиболее эффективным способом для ученика, допустившего ошибку, будет исправить ошибку самостоятельно. Так у него будет возможность подумать над тем, что он сказал, вспомнить нужное правило или слово, и таким образом закрепить материал. Вероятность того, что ученик допустит такую же ошибку еще раз, будет снижаться с каждым самостоятельным исправлением. Задача каждого преподавателя – дать ученику возможность взглянуть на то, что он сказал, со стороны и хорошенько подумать над ошибкой и тем, как ее исправить.

В этой статье мы собрали разные техники исправления ошибок, которые помогут вашему ученику обратить внимание на сказанные им слова и самостоятельно разобраться, все ли было верно:

-3

1. Жесты

Отличный способ обратить внимание студента на ошибку, не прерывая его рассказ – это использование жестов. Выберите жесты, которые вы будете использовать для обозначения разных ошибок, постарайтесь сделать их интуитивно понятными. Вы также можете выбрать один универсальный жест, который будет означать, что где-то была допущена ошибка и нужно задуматься. Вы можете показывать эти жесты во время того, как ученик говорит, чтобы дать ему понять, что что-то в предложении было не так или напомнить об изученном правиле.

-4

2. Карточки

Кроме жестов, вы также можете использовать специальные карточки, на которых будет символами обозначен какой-либо вид ошибки, и показывать ученику, когда совершена ошибка. Вы также можете сделать универсальную карточку, которая просто будет говорить ученику о том, что его предложение можно улучшить. Хорошей идеей будет также создать карточку-похвалу, которую вы сможете показывать, когда ученик составил отличное предложение.

-5

3. Выражение лица

Активная мимика – очень полезный инструмент при работе с учениками. С помощью мимики вы также можете показать ученику, что что-то в его речи можно поправить. Например, удивитесь, поднимите одну бровь, слегка покачайте головой, покажите сомнение или задумчивость. Вы также можете придумать какое-либо комичное выражение лица, которое будет говорить вашему ученику о том, что где-то в его речь закралась ошибка, но при этом поможет сохранить позитивную динамику урока.

-6

4. Звуки и интонации

Еще одним инструментом работы с ошибками могут быть звуки и интонации преподавателя. Можно использовать как самые простые звуки для выражения сомнения («мммм…», «хм», и т.д.), так и придумать забавный звук, оповещающий о какой-либо неточности. Будьте осторожны с использованием звуков на уроке, чтобы не перебить ребенка и не сбить его с мысли. Лучше всего этот метод применять при выполнении упражнений, а не в свободной речи.

-7

5. Finger highlighting

Эту технику можно использовать для исправления ошибок как в отдельных словах, так и в предложениях. Для этого покажите ученику свою руку и на каждый палец руки назначьте слово из предложения или слог. Укажите на тот палец, где слово/слог с ошибкой или чего-то не хватает. Например, ваш ученик говорит: «This is book», пропуская артикль “a”. Покажите ученику руку и попросите его повторить предложение по словам. Пока он говорит, показывайте, какое слово относится к какому пальцу. Привяжите слово “this” к указательному пальцу, “is” – к среднему, а “book” – к мизинцу. И подчеркните, что безымянный палец остался без слова, чтобы ваш ученик задумался о том, что в предложении не хватает еще одного слово. Подробнее с этим методом вы можете познакомиться в этом видео.

-8

6. Ритм

Этот инструмент немного похож на finger highlighting. Некоторым ученикам проще воспринимать информацию не визуально, а на слух. Разберем на том же примере: ваш ученик сказал «This is book», пропустив артикль “a”. Вы можете наложить это предложение на ритмичный звук, например хлопки в ладоши или стук по столу. Одно слово будет соответствовать одному хлопку или удару, а на месте пропущенного артикля будет хлопок/удар без слова. Это даст ученику сигнал о том, что в предложении что-то пропущено.

-9

7. Пауза

Многозначительные паузы творят чудеса. Иногда внимательный молчаливый взгляд на ученика может сказать ему больше, чем любое объяснение, и ученик сам заметит свою ошибку и исправит ее. Чтобы помочь ученику обратить внимание на конкретное место в предложении, вы можете повторить то предложение, в котором он допустил ошибку, сделав паузу перед этим местом. Например:

- Last summer I went in Rome.

- Last summer I went…

-10

8. Альтернативы

Этот метод стоит применять только когда предыдущие способы не сработали, и вашему ученику сложно самостоятельно исправить ошибку. Если ваш ученик допустил ошибку и не может ее исправить, не спешите сразу подсказывать ему готовый правильный ответ, постарайтесь сначала дать ему выбор. Например:

- He is my sister.

- He or She is my sister?

Обязательно после этого спросите ученика, почему он выбрал такой вариант, чтобы избежать ситуации, когда ученик выбирает просто вариант, отличный от только что озвученного им, так как догадывается, что в нем была ошибка. Так вы точно дадите ученику возможность порассуждать.

-11

Если предыдущие техники были достаточно универсальны и могли подойти ученикам любого возраста и уровня, то следующие несколько методов больше подойдут более взрослым и осознанным ученикам высокого уровня, которые уже умеют рефлексировать над своим языком.

9. Meta-language

Укажите ученику на ошибку с помощью терминологии. К примеру, если ваш ученик верно выбрал слово, но допустил ошибку в его произношении, вы можете сказать: “Good job, that’s the right answer! How about pronunciation?” Либо, если ошибка была допущена при выборе части речи, вы можете указать на это. Например:

- This turtle walks slow.

- An adjective?

- Oh, slowly.

-12

10. Timelines

Количество времен в английском языке может запутать даже самого опытного лингвиста, не говоря о юных учениках. Некоторым людям проще воспринимать информацию с визуальной опорой. Чтобы помочь ученику разобраться с его ошибкой, вы можете использовать визуальное изображение времени – таймлайны.

-13

11. Искренняя реакция

Иногда наши ученики совершают интересные ошибки, честная реакция на которые может создать забавную ситуацию на уроке и отлично запомниться ученику. Например:

- Lots of my friends are turkeys.

- Oh, you like birds then?

-14

12. Наводящие вопросы

Если вашему ученику сложно дается самостоятельное исправление ошибки, и вы хотите обратить его внимание на определенное место в предложении и помочь исправить ошибку, вы можете задавать наводящие вопросы. Например:

- Jack and Jerry is my cousins.

- Jack and Jerry are “he”, “she” or “they”? What should we use after “they”?

-15

Правильное исправление ошибок – залог эффективности занятий. Ведь когда преподаватель дает ученику готовый ответ, это часто приводит к тому, что ученик просто повторяет верный вариант за преподавателем, не успевая подумать о допущенной ошибке. Выбирая технику исправления ошибки, всегда думайте о ее уместности в данной ситуации и с данным учеником. Никто не знает ваших учеников лучше вас, и в то время как для одних учеников определенный способ будет работать идеально, другим он может совсем не подойти. Старайтесь пробовать разные способы и всегда давайте вашим ученикам возможность подумать самостоятельно.

Источник: Анна Скуба (Методист по английскому языку онлайн-школы Учи.Дома)