Найти тему
69,6K подписчиков

Как мы декорировали берег у естественного пруда, в котором уровень воды гуляет на 50 см и больше

3,4K прочитали
Мой пруд 27 мая
Мой пруд 27 мая

Достоинства естественного пруда понятны: никогда не проколется пленка и не придется все переделывать почти с нуля, не надо так часто чистить, проще жить растениям и животным, больше счастья для детей - можно перекопать весь пляж, и так далее.

Но есть и проблемы, и важнейшая из них - сильные колебания уровня воды. Вот август 2016 года в моем саду:

Птицы не настоящие, их сделал дедушка мужа из пеноплекса
Птицы не настоящие, их сделал дедушка мужа из пеноплекса

А вот июнь 2018:

Достоинства естественного пруда понятны: никогда не проколется пленка и не придется все переделывать почти с нуля, не надо так часто чистить, проще жить растениям и животным, больше счастья для детей-3

Это было первое такое засушливое лето, и с того года проблема встала передо мной во всей красе.

В такие периоды кроме того, что существенно уменьшается зеркало воды, появляется из подводных глубин еще и совсем несимпатичный берег, который лично у меня вызывает вот такие ассоциации:

"Муми-тролль и комета", путешествие по дну высохшего океана
"Муми-тролль и комета", путешествие по дну высохшего океана

Я не один год думала над тем, как декорировать склон, который то над водой, то под водой. Какое растение выдержит столь серьезное затопление? Причем, иногда случается и более влажное лето, уровень воды падает не так сильно - получается, каким-то частям этого растения придется провести под водой больше года. Кто способен на такое?

Я решила присмотреться к нашим окружающим лесам и найти подобные участки. И вот, пожалуйста:

Заболоченная просека недалеко от нашего участка
Заболоченная просека недалеко от нашего участка

Этот зеленый мох - кукушкин лен, Polytrichum commune. Из известных мне мхов - один из наиболее агрессивных, устойчивых и быстрорастущих. И конечно, абсолютно толерантных к затоплению.

Эта куртинка зимовала в моем саду под водой.
Эта куртинка зимовала в моем саду под водой.

Кукушкин лен мы посадили в ту зону берега, которая ежегодно оказывается под водой. Сначала маленький кусочек, а потом, когда 3 сезона показали его прекрасную устойчивость к длительному пребыванию под водой, мы отделали мхом и остальную часть пруда.

Мой сад в конце мая
Мой сад в конце мая

Кстати, кукушкин лен так просто не вырвешь - его ризоиды глубоко проникают в субстрат, переплетаются и образуют плотную дернину. Того-то мне и нужно: дополнительное укрепление для берегов!

Мой сад в конце мая
Мой сад в конце мая

Куртинки мха я закрепляла проволочными шпильками, сделанными из расплетенной сетки-рабицы. Честно скажу, выдохлась довольно быстро и без мужской помощи в выкапывании и прикреплении мха этот проект я бы реализовывала года четыре...

Но в итоге получилось сделать то, о чем мечтали. Вот зимний уровень воды в пруду:

Мой сад 4 апреля
Мой сад 4 апреля

Вот то же самое место в мае:

Мой сад в конце мая
Мой сад в конце мая

Как показывает практика, уровень воды опустится еще как минимум сантиметров на 20.

И вот тогда кукушкин лен реально спасёт внешний вид моего водоема!

Кукушкин лен в моем саду
Кукушкин лен в моем саду

А все, что выше, это другие виды мха - дикранум, гилокомиум и голубоватый лишайник кладония, подробнее о них я рассказываю здесь:

Мой сад в конце мая, кладония и дилокомиум
Мой сад в конце мая, кладония и дилокомиум

Эти товарищи живут в моем саду уже гораздо дольше, но к затоплению относятся не так благожелательно и берег удержать не способны - если бы не бесчисленное количество воткнутых мной проволочных шпилек, эта стенка давно стала бы лысой:

Мой сад в конце мая
Мой сад в конце мая

Ну и раз разговор про нее зашел, еще раз отмечу: такой крутой склон делать не стоит. Он неоднократно обваливался, мне приходилось подсыпать песка и растительного мусора в образовавшиеся полости, снова закреплять все это проволокой, перекладывать моховые куртинки...

Там, где от самого дна сделан угол в 45 и меньше, таких проблем вообще не возникает.

Мой сад в конце мая
Мой сад в конце мая

А один крутой берег в первый же год подмыло водой, и ничего уже с этим не сделаешь. Надеюсь, что посаженный там аир разрастется и закроет некрасивую дырку, по крайней мере на протяжении теплого сезона!

Аир вариегатный в моем саду осенью 2020
Аир вариегатный в моем саду осенью 2020

Кстати, мох очень нравится земноводным: в нем прячутся лягушки и пару раз я даже замечала тритонов.

Да и утки в пруду давно уже пасутся настоящие. Собачка пытается их ловить, но неторопливо и без эмоций, потому что давно убедилась в отсутствии шансов на успех. Скорее, просто гоняет - так, чтоб знали, кто здесь главный...

Достоинства естественного пруда понятны: никогда не проколется пленка и не придется все переделывать почти с нуля, не надо так часто чистить, проще жить растениям и животным, больше счастья для детей-16

В прошлом году одна из уток даже решила сделать на моховом берегу гнездо. Это было, конечно, опрометчивое решение, но в итоге все закончилось хорошо, подробности и фотоотчет - здесь.

Другие полезные статьи канала смотрите на сайте:

С уважением, ваша Ольга

Растения нашего сада
Растения нашего сада