Найти тему
Белорус и Я

Как сложилась судьба прототипа главного героя "Судьбы человека"

Оглавление

С 1957 года герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» известен каждому школьнику. Но мало кто знает, что прототипом шофера Андрея Соколова стал белорусский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, кандидат исторических наук Григорий Устинович ДОЛЬНИКОВ

фото6 https://gotps3.ru/
фото6 https://gotps3.ru/

Судьба Ч

Вряд ли Григорий мечтал о высоких званиях, и предстоящей военной жизни. Родители перебрались в Беларусь из Петрограда в 1919 году. Там, в деревне Сахаровка Могилевской области, спустя четыре года родился Григорий. Его отец, Устин Савельевич, бывший в Петрограде кочегаром депо Путиловского завода, стал разнорабочим. Поздним вечером родители садились отдыхать, а Григорий вместе с остальными детьми бежал на улицу. Игры были разные, но в основном, патриотические, без лишних шалостей. Будущий герой мечтательно смотрел в небо и думал о том, что когда-то здесь, на Земле, останутся только добрые и преданные своей стране люди. Никаких врагов. Никаких войн.

1933 год Григорий вспоминал как один из самых страшных и голодных для семьи. У них и еще немногих жителей деревни была картошка. Мама, не в силах смотреть на исхудавшие лица деревенских ребят, раздавала ее даром. Вскоре и у Дольниковых в доме не осталось ничего. Варили лен, пили чай из липовых листьев, на том и продержались. Позднее Устин Савельевич сказал:

«Мамина картошка спасла кого-то от смерти, потому и мы остались жить»

Десятилетний Гриша запомнил эти слова - как и голод, так и мамину добросердечность.

Еще одним черным пятном в памяти был 1936 год. От тифа умерла старшая сестра, а через месяц - отец. Заботы о семье легли на плечи престарелой матери.

В 16 лет, после окончания семи классов неполной средней школы, Григорий поступил учиться в ФЗУ при паровозном депо в Минске, работал слесарем. Привлекла его вовсе не профессия, а стипендия в 48 рублей и возможность помогать маме. Однажды к ним в училище пришли лётчики. Юноша заболел скрипом их кожаных курток и внезапно вернувшейся детской мечтой о небе и мире. Тут и настигла его судьба будущего героя, так подробно описанная Шолоховым. Он поступил в аэроклуб, а в 1943 году окончил Балтийскую военную авиационную школу лётчиков.

Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/
Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/

Уже будучи генералом, Дольников вспоминал:

«С муравьиным терпением я осваивал профессию лётчика, так старался, так старался, что у меня стало получаться. Невозможно осуществление человека, если он не любит свою работу, не совершенствуется, не состоятелен в ней. Я летал почти сорок лет, налетал более четырёх тысяч часов, освоил почти сорок видов самолётов и вертолётов; небо для меня – все, жизнь считай».

С июля 43-го Григорий совершал боевые вылеты. Сначала рядовым лётчиком, потом — командиром звена, а следом — помощником командира 100-го гвардейского истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе. К сентябрю он совершает 55 вылетов. Говорят, тогда однополчане и прозвали его «горачим» - именно так, с характерным белорусским акцентом. Это определение стало позывным лётчика.

Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/
Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/

Пятьдесят шестой вылет едва не стал для гвардии младшего лейтенанта Дольникова последним. 30 сентября он отправился на своей "Аэрокобре" на боевое задание в составе эскадрильи Николая Левицкого. На месте, в районе реки Молочная, шесть советских истребителей встретили без малого два десятка «Юнкерсов». Завязался бой, в котором наши и не надеялись сохранить собственные жизни. Григорий успел сбить две вражеские машины, но, когда появилась слабая надежда на победу, закончились боеприпасы. Лётчик решил использовать последнюю возможность истребить ещё одного фашиста - пошёл на таран.

Таран – оружие смелых, и единственный шанс выжить – вовремя выпрыгнуть с парашютом из самолёта. Григорий успел покинуть горящую кабину, но сильно ударился о землю. Когда пришёл в себя, десять фашистов навалились на него. Так он попал в Каховку.

Оказавшись в плену, лётчик смог утаить свою подлинную фамилию от эсэсовцев - назвался Соколовым. Его били, бросали в карцер, допрашивали. Повреждённая во время падения нога распухла, началась гангрена. Григорий, как тяжело больной, попал в Вознесенскую больницу. Оперировали там без наркоза - привязывали ремнями к столу, рот затыкали рушником. Больше дёргаешься - больнее будет. Однако ногу ему там спасли. И снова отправили в концлагерь.

Американские истребители Белл P-39  «Аэрокобра» славились своим мощным вооружением. В ценах 1944 года одна машина стоила $50 000
Американские истребители Белл P-39 «Аэрокобра» славились своим мощным вооружением. В ценах 1944 года одна машина стоила $50 000

Одно из воспоминаний пленного существования, описанное Шолоховым в рассказе «Судьба человека», принесло Дольникову мировую славу, которую не могли дать никакие боевые заслуги. Григорий ждал расстрела после неудавшегося побега. Один фашист затолкал его в грязную избу, другой налил стакан шнапса, дал кусок хлеба с салом. Шолохов так передаёт слова немецкого коменданта:

«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»

Но если Андрей Соколов в рассказе пил за свою погибель и избавление от мук, то Дольников без страха поднимал стакан за стаканом за победу. Не уточняя за чью. И не закусывая. Немцы, удивленные, начали совать ему еду:

«На! Перед смертью кушают!»
«Мы и перед смертью не закусываем!» - крикнул Дольников.

В этот момент дверь избы приоткрылась, за порог ступила старушка с тарелкой помидоров и соленых огурцов: «Поешь, сынок», - протянула перед собой блюдце. Немец пнул женщину сапогом в грудь. Григорий вне себя полез в драку, но получил удар по голове и долго не приходил в сознание. Расстрел по неизвестным причинам отменили. В рассказе писатель пощаду солдата объяснил проявленной им храбростью и уважением коменданта к достойному противнику.

Кадр из фильма   «Судьба человека», 1959 год. В роли Андрея Соколова – Сергей Бондарчук
Кадр из фильма «Судьба человека», 1959 год. В роли Андрея Соколова – Сергей Бондарчук

Трижды пленный Дольников пытался бежать. Трижды его ловили, избивали и возвращали обратно. На четвёртый раз побег удался. В деревне Мартыновка Григорию удалось убить часового и скрыться. Вместе с ним ушли еще несколько лётчиков. Их спрятали местные жители, переправив в партизанский отряд «Советская родина».

К апрелю 44-го, в самый разгар Крымской операции, будущий герой Советского Союза, исхудавший, в разодранной фуфайке и валенках, добрался до родного полка. Когда радость встречи с друзьями утихла, выяснилось, что начальство о нем и не вспоминало, а он числится пропавшим без вести уже полгода. Началась другая, новая жизнь лётчика Григория Дольникова, никак не связанная с героем Андреем Соколовым.

Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/
Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/

В воздух Григория не пускали долго, грозили проверками в тылу. Вовремя вступился комдив Дзусов, сказав, чтобы проверяли на месте. После этого служба Дольникова пошла на новый круг. В мае 44-го года во время боев под Яссами он вышел победителем один против 42 вражеских самолётов, а за неделю одержал пять побед. Лётчик-ас становится кавалером ордена Красного знамени.

Фото; http://soviet-aces-1936-53.ru/
Фото; http://soviet-aces-1936-53.ru/

Дольников на фюзеляже своей «Аэрокобры» сделал надписи в память о боевых друзьях: справа на месте богини Победы – «За Петю Гучка», слева – «За Ваню Бабака». На этом знаменитом самолете гвардии старший лейтенант Дольников совершил свой последний в Великой Отечественной войне бой над Прагой в мае 1945-го, сбив фашистский истребитель.

Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/d/dolnikov9.jpg
Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/d/dolnikov9.jpg

160 боевых вылетов, 42 воздушных боя, 15 лично сбитых самолётов и еще 1 - в паре. Согласно действовавшему Положению о наградах, Григория Дольникова следовало представить к званию Героя Советского Союза. Но вместо этого он вплоть до 1950-го года находился под следствием. Единственным утешением оставались жена Валентина Михайловна и маленькая дочь Танечка.

Ситуацию изменил его величество случай. Долгое время Григорий тяготился своей малограмотностью. Глядя на супругу-учительницу, он мечтал получить образование, рассылал запросы в училища и институты, но ответов не получал. Летом 1950-го Григорий встретил сослуживца. Тот немало удивился, что герой, прекрасный лётчик не может никуда устроиться, и повёл его в приёмную комиссию Краснознамённой Военно-Воздушной академии. Пришло время удивляться преподавателям, ведь они уже несколько лет подряд высылали Григорию вызовы на обучение. Председатель комиссии был смелым человеком и, не обратив внимания на пленное прошлое, сказал: «Будем брать!»

После смерти Сталина дело пленного лётчика Дольникова было закрыто. В 1955 году Григорий Устинович окончил академию, в 1968 - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

Григорий Дольников в кабине реплики истребителя Р-39 "Аэрокобра". Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/
Григорий Дольников в кабине реплики истребителя Р-39 "Аэрокобра". Фото: http://soviet-aces-1936-53.ru/

Только в 1978 году в связи с 60-летием Советской армии и Военно-Морского Флота Григорию Устиновичу было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени за его плечами была не только Великая Отечественная, но и «африканские столкновения» - операции в Египте и Эфиопии.

Умер генерал-полковник авиации Григорий Дольников 23 марта 1996 года, похоронен в п. Монино Московской области. Многое он не успел рассказать, многие его рассказы не дошли до нас подлинными, а его книга «Летит стальная эскадрилья» подверглась жёсткой цензуре.

-10

Его имя не забыто земляками-белорусами, но, увы, мало где упоминается, что Григорий Устинович стал первым уроженцем Беларуси, удостоенным самого почитаемого в авиации звания - «Заслуженный военный летчик СССР», и уж тем более, что именно он вдохновил Михаила Шолохова написать всемирно известную «Судьбу человека».

Список известных воздушных побед Г. У. Дольникова:
Д а т а Противник Место воздушного боя

18.08.19431 Ме-109 западнее Красный Лиман
28.08.19431   Ю-88  (в паре) Донецко-Амвросисиевка
31.08.19431   Ме-109 Носово
31.05.19441  Ме-109 западнее Яссы
03.06.19441  Ю-87 восточнее станция Мовилени1  
Ме-109 Мотниешти
04.06.19441   Ме-109 Епурени
05.06.19441   Ме-109 западнее Вултуру
27.07.19441   Ю-87 восточнее Жешув
01.08.19441   Ю-87 юго-восточнее Тарнобжег
06.08.19441   Ме-109 Баранув
01.02.19452   ФВ-190 Гуштен
03.02.19451   Ме-109 северо-западнее Бриг
18.04.19451   Ме-109 Шпремберг

Всего сбитых самолётов - 14 + 1;  боевых вылетов - 160;  воздушных боёв - 42.

Наталья Долгова

© "Союзное государство", № 12, 2015

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Герои Союзного государства

От пули снайпера его спас орден

Папа Карло воевал в авиации, а Дуремар был миномётчиком

Георгий Жуков пришёл домой, сказал: "Сняли", и наглотался таблеток

Герой Хемингуэя и фильма "Председатель" работал в Мышковичах

Неизвестный герой Первой мировой

Останки бойцов лежали в четыре слоя

Короткие, но захватывающие истории ржевских поисковиков

«Я сюда с солдатами пришёл, с ними и уйду»

Невероятный побег из немецкого плена сержанта Романова

Экипаж Т-34 дрался в окружении 14 дней и ночей

Николай СИРОТИНИН: Над Добростью во ржи