В ближайшее время каждое ведомство - по долгу службы, а также любая медийная персона - чтобы попиариться «на костях»- выскажет свое собственное рацпредложение по поводу того, что именно следует предпринять, чтобы в дальнейшем общество могло обезопасить себя от подобных шутингов. Ну, а соцсети, естественно, разразятся в ответ раздраженными возгласами недовольства от этих предложений. На самом же деле, как это ни печально, именно после какого-то очередного ЧП обычно общество и приходит к перечню необходимых мер...
Возьмем, например, такую сферу как безопасность в аэропортах.
Наверное, сейчас уже и представить себе трудно, что раньше в здание аэропорта в Москве входили прямо с улицы безо всяких тебе рентгенов людей и багажа, а ведь именно так все и происходило до январского ЧП в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года. А, к примеру, особое внимание секьюрити аэропорта к подошвам ботинок пассажиров тоже возникло не на пустом месте, а после случая с «обувным тер-том» Ричардом Рейдом 22 декабря 2001 года на рейсе из Парижа в Майами.
Говорят, в Израиле досмотр пассажиров в аэропорту особенно адский... Что это страна неспокойная, мы и так хорошо себе представляем.
Еще один пример из области безопасности. В последние десятилетия появилось много разнообразных детских летних лагерей, создаваемых энтузиастами своего дела - часто прямо-таки уникальных лагерей с авторскими программами, куда родители отправляли своих чад с радостью и превеликим удовольствием. Но о том, всегда ли думали эти энтузиасты той или иной активности на свежем воздухе о безопасности лагерной программы, пришлось задуматься после трагедии, произошедшей 18 июня 2016 года со школьниками в лагере на Сямозере в Карелии. После этого, кажется, организаторы стали немного больше задумываться о таких рутинных и нетворческих аспектах летней учебной активности как безопасность своих подопечных.
Но вернемся опять в наш мир -то есть в мир после Казани 11 мая 2021 года. Кроме призывов по поводу ограничения марок охотничьего оружия, появилось, к примеру, предложение от небезызвестного Дмитрия Быкова, которое звучит так: «открыть в России институт экстремальной педагогики, который помогал бы выявлять детей с суицидальными наклонностями, … потенциальных убийц».
Итак, хотя общественность в первую очередь волнуют не суициды, а шутинги, но, надеюсь, никто не будет спорить, что и суицидами тоже необходимо заниматься.
Конечно, подростки требуют к себе пристального внимания. Подростковый возраст, когда дети из очаровательных зайчиков превращаются в обладателей вполне себе взрослых зрелых тел, часто приносит обособление от родителей, усиление рефлексии по поводу своей самооценки в физическом и интеллектуальном плане и по поводу отношений с друзьями и с противоположным полом, мысли о перспективах поступления в вуз и напряженные отношения с учителями.
Правда, в случае Галявиева в его 19 лет нечто подобное вряд ли сработало бы, потому что он уже далеко не мальчик. Но, на самом деле, конечно, студенты тоже попадают в группу риска, потому что как раз на этом этапе исчезает контроль школы и классного руководителя. Выйдя после выпускного вечера из ворот школы, молодой человек автоматически считается взрослым и априори предоставленным самому себе.
Например, в знакомой мне семье был случай, когда сын-первокурсник сначала выложил в инстаграм фото таблеток, которые он собирается проглотить, а затем - действительно, проглотил их и немедленно впал в кому, и при этом в соседней от него комнате находилась его ни о чем не подозревающая мать. уверенная в том, что сыночек (кстати, окончивший одну из самых элитных школ в Москве и учащийся в топ-вузе мечты ) готовится к предстоящей зачетной сессии... Да, кстати, не переживайте — этого парня спас его школьный друг, через несколько часов забивший тревогу и приехавший под утро к дому парня вместе со скорой помощью.
В приведенной выше истории я хочу обратить внимание на то, что мать парня сидела прямо в соседней комнате- обстоятельство, которое парня совершенно не смущало при осуществлении его более или менее спонтанного замысла. И хотя парень в разговорах с друзьями устойчиво позиционировал себя как покорителя женских сердец, но при этом причина планировавшегося суицида была как раз несчастная любовь, точнее — не слишком вдохновляющие ответы пассии этого парня в их личной переписке.
Ну, скажите на милость, как было возможно предотвратить этот случай?
Это вообще сделалось особенно сложным в такую эпоху, когда существенная часть общения проходит в интернете, оттуда же берется информация и там же генерируются эмоции. Оттуда же к подросткам могут идти и «модные» призывы к суициду.
...А теперь признаюсь вам, что моя первая инстинктивная реакция на произошедшую трагедию была точно такая же, как у детского омбудсмена по Татарстану Ирины Вольнец - то есть я подумала именно об идеологическом вакууме в головах нынешней молодежи - вакууме, который заполняется чем ни попадя. В советские времена детей растили пассионариями и все детство готовили их к неким подвигам для страны. Помните? «К борьбе за дело...будьте готовы! - Всегда готовы!»
Да-да, "государственная идеология и внеурочная занятость" - это именно то, что там нужно. Все эти многочисленные бесплатные кружки в Домах пионеров.
...А потом я вдруг представила себе некоторых подростков, совершенно индифферентных к чему-либо кроме компа и просмотра видосов на youtube и усомнилась в том, что они вообще среагируют на какую-бы то ни было попытку их чем-то увлечь.
Мой второй блог на Дзене - Невыносимое томление