Найти тему
Стихии Света

Три рубля по копеечке и танцы в гарнизонном клубе. Дальневосточные записки. Часть 9

В детстве я собирала и сушила травы. Бережно срывала пахучие листья крапивы возле бабушкиного дома. Потом раскладывала их на пожелтевшие от времени газеты. И ждала, когда они высохнут и свернутся, словно куколки. Упакованные листья мы с подругой сдавали в аптеку, чтобы получить несколько копеек за принесенное целебное будущее лекарство.

Это был один из немногих, да и, пожалуй, единственный, способ тогда для нас заработать.

Копеечки складывались в небольшую коробочку. Долго. Несколько лет. И потом, однажды в ней оказалось целых три рубля. Пересыпав эту мелочь в пакет, я гордо зашагала в самый большой в нашем военном городке Универмаг.

С невероятным предвкушением я вошла в галантерею. Это был мой любимый отдел. Все его прилавки искрились и сверкали самыми настоящими чудесами. Там были сказочные брошки и причудливые пуговицы. Нанизанные на нитки жемчужинки и красивые заколки. Там всегда пахло чем-то щемящим душу – душистым мылом и какими-то туалетными водами. Мы покупали там длинные разноцветные ленты, чтобы делать из них и мыла красивые корзиночки.

В мыло втыкались булавки и аккуратно, слой за слоем, радужная ленточка окутывала мыло со всех сторон. Такие нехитрые подарки мы дарили мамам на день рождения.

Но сегодня мне было чем гордиться. Выложив полный мелочи пакет на прилавок, я ткнула пальцем в незамысловатый глиняный горшочек, который стоял позади продавщицы на полке. Я присмотрела его год назад. И все ждала, когда накопится нужная сумма.

Меня все время мучили сомнения – примет ли она в оплату такое огромное количество мелочи. Но она мужественно и невероятно долго пересчитывала копейку за копейкой, ни разу не выразив своего недовольства.

Горшочку должно было стать сахарницей и занять свое место на маминой полке. Это был мой подарок ей на восьмое марта.

Потом, много позже, я стала собирать зверобой, тысячелистник и пижму, бережно сверившись с толстым красным справочником и узнав их свойства. Веточки срезались на определенную длину, собирались в аккуратные веники и подвешивались на чердаке нашей дачи в Подмосковье.

Высохшие травы источали тонкий, едва уловимый, но терпкий аромат. Я аккуратно снимала их, чтобы они не осыпались, потом долго и усердно перетирала между руками каждый отросток, пока под моими пальцами они не превращались в мелкое крошево. Руки были исколоты острыми и сухими концами стеблей, фиолетовые пятна от зверобоя потом долго оставались на моих руках.

Травы рассыпались по банкам, и зимой, в период простуды можно было просто заварить литровую банку зверобойного чая. Небольшую простуду такой напиток снимал за сутки. Правда, говорят, его не стоит употреблять мужчинам, потому что он плохо влияет на потенцию.

В гарнизоне было достаточно трудно придумать, чем можно было бы занять себя в свободное время. Интернет появился лишь в последние годы. Через телефон в качестве модема. Бегал он со скоростью беременного таракана, то есть одна страница грузилась иногда по пятнадцать минут. А уж о том, чтобы смотреть фильмы, не могло быть и речи. Единственной отдушиной для всех на долгое время стали «Одноклассники». Это была одна из немногих возможных и хоть как-то доступных связей с Большой Землей.

Доступным разнообразием были также местные клубные дискотеки, которые скорее можно назвать застольями. Они проводились исключительно по большим праздникам и напоминали скорее буйную и веселую попойку.

В предбаннике клуба висели строгие плакаты о нравственном воспитании, правилах и нормах жизни. Внутри, на выстланном скрипящими досками полу, стояли столы. Их стыковали в двойки, тройки и четверки. Все семьи заранее договаривались кто с кем будет сидеть, чтобы решить какую еду принести на стол. Соответствующая поводу праздничная программа и поздравления руководства на сцене были не долгими, и, часто, мало кого интересовали. Хотя участники и готовились всегда очень старательно.

Зато именно туда можно и нужно было наконец привести себя в порядок, ярко и празднично накраситься, одеть лучшее платье и туфли, чтобы потом гордо вышагивать в них по бетонным плитам узкой дорожки над теплотрассой и неуклюже скользить по скрипящим доскам пола в попытке изобразить подобие танца.

Почему-то помнится именно первый год, когда танцевать мне мешал огромный живот между мной и мужем, поэтому большую часть времени я просто выгуливала свой белый костюм, который заранее, еще до беременности, сшила себе на заказ.

Он был пошит из белого атласа и сделан специально на много размеров вперед. С невероятно широкими, как у Арлекино рукавами, огромными штанинами, с китайской символикой на лацканах и подобием застежек, которые бывают на красивых китайских одеждах. Он таинственным образом навевал мне какие-то мысли о Китае, цигуне, свободе движения и мысли. Хотя всем остальным он казался нелепым и смешным.

Я не могла, да и не хотела ничего никому объяснять. Мне казалось, что обсмеивать других людей – это удел дураков. Но так проявилось мое, порой маниакальное, умение планировать свою жизнь на много лет вперед.

Рассчитать заранее как все может быть, как все могло бы быть – почему-то до сих пор мне кажется правильным. Быть может потому, что я ненавижу спонтанность. Поэтому достаточно часто в голове я прокручиваю возможности, варианты, разруливаю потенциальные сцены и сюжеты, жонглируя доступной мне информацией из прошлого, настоящего и возможного будущего. Этот страх спонтанности, может быть, возникает от того, что я просто не знаю, как с ней быть. Может быть потому, что она нарушает мои личные планы и мое личное пространство, грубо в него вторгаясь и приводя меня в состояние внутреннего хаоса. Сложно прореагировать правильно, когда требуется мгновенная реакция. В то время, как если подумать, то всегда можно найти правильный вариант выхода из любой ситуации. Может быть, поэтому люди часто говорят: «Хорошая мысля приходит опосля».

Иногда это не удобно, когда я, или моя голова, или мое тело хотят приготовиться к возможному будущему заранее. Так, я никогда не соглашусь на поход в театр в тот же день, в который меня пригласили. Но именно это бесценное умение помогает мне планировать ежедневную работу, выстраивать ее в нужном мне русле и успевать делать так много, как я раньше, пожалуй, никогда бы не сделала.

Начало тут:

Часть1. Как я уехала на Дальний Восток.

Часть 2. Как я получала права.

Часть 3. Романтика военных гарнизонов и керосин из-под крана.

Часть 4. Военные пайки и быт офицерской жены.

Часть 5. Лес, убегающий в Китай и минута разговора по 35 рублей.

Часть 6. Как торгуются китайцы

Часть 7. Работает ли гомеопатия? Дальневосточный быт гарнизонной жены

Часть 8. Как дед - отшельник врезал мне по шее

Читать другие мои книги и рассказы можно тут: https://ridero.ru/author/kutuzova_svetlana_0ruh5/

Подписывайтесь также на мой канал Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCkqMEh4SK1xE4AMr-Oy_LDQ