Нрьсимха - Человеколев. История Щрӣ-Нрьсимхи и Прахлады изложена в Вишну-пуране, Бхагавата-пуране, Махабхарате.
Господь Вишну в Образе Нрьсимхи избавляет Землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости. Дар был такой, что Хираньякашипу не могли убить ни человек, ни животное. Его невозможно было убить никаким видом оружия ни асуров, ни оружием дэвов; ни днём, ни ночью; ни внутри дома, ни вне него; ни в воздухе, ни на земле. Благодаря своему дару Хираньякашипу захватил власть над тремя мирами, подчинил себе дэватов (вселенское правительство), провозгласил себя Богом и поселился во дворце Индры.
Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Прахладу, который с малых лет был почитателем Господа Вишну. Много раз Хираньякашипу приказывал своим слугам и воинам убить своего сына Прахладу. Хираньякашипу испугался, что сила, которая помогает Прахладе чудесным образом избежать смерти, погубит его, и решил сам убить сына.
Когда сын предстал перед его взором, он обрушился на ребенка потоками брани. Прахлада же, сложив ладони у груди, кротко внимал родителю. Хираньякашипу кричал: "Ты подлая упрямая тварь! Ты - проклятие нашего рода, постой же, недолго тебе осталось мучить своих близких! Настал твой час отправиться в обитель Смерти! Меня боятся дэвы. Стоит мне нахмурить брови, как они прячутся по углам. Нет во вселенной такой силы, способной уберечь кого-либо от моего гнева. Но глупость придает тебе спокойствие! Неужели ты думаешь, что ты более неуязвим, чем небожители?!"
Прахлада отвечал: "О великий государь, спокойствия мне придает Тот, от Кого и ты черпаешь свою силу. Он Один даёт силы всем существам, Ему повинуются и жизнь, и смерть. Твоя власть исходит от Него, и если ты лишишься её, то и на это будет Его воля. Угнетатели и угнетенные, движущиеся и неподвижные твари и даже сам творец (Брахма) – все черпают силы от Него - Единого и Вездесущего. Он повелевает временем, Его затеи непостижимы, а дела чудесны. Он наполняет силой наши чувства, ум и плоть. Он поддерживает в нас влечение к жизни. Он – животворящее Начало вселенной. Силой Своей Он разворачивает мир образов из небытия, поддерживает до поры и сворачивает в небытие. Он управляет тремя состояниями внешней природы и обеспечивает их взаимодействие. Он – Тот, кто придает смысл существованию".
Хираньякашипу молвил: "Тебе ли, стоящему на волоске от смерти, поучать меня, имеющего власть над тобой! Жалкий болтун, не на кого тебе уповать в твой смертный час! И если есть у тебя вездесущий заступник, который более могуществен, чем я, пусть Он появится сейчас же, хотя бы вот из этой колонны, ибо времени у Него не осталось! Хотел бы я видеть, как Он защитит тебя! Ну, где же твой Бог? Пусть явит Себя сейчас же!" С этими словами Хираньякашипу сошёл с престола и, обнажив меч, занёс его над головой сына. Но прежде чем нанести Прахладе смертельный удар, он со всей руки стукнул кулаком по той колонне, на которую указывал только что. В тот же миг из колонны раздался оглушительный грохот, словно треснула скорлупа вселенной. Звук тот был такой силы, что обитатели высших миров, где правит Брахма, подумали, что наступает конец света. Испугались и демоны, бывшие рядом с Хираньякашипу.
Чтобы ни у кого не было сомнений, что Божий слуга (Прахлада) говорит истину, а также показать, что Господь Бог пребывает везде — даже в каменной колонне, Господь Вишну явил миру удивительный, невиданный доселе Образ Человека-льва, выйдя из каменной колонны.
Вид Человека-льва, Нрьсимхи заставил бы трепетать самое бесстрашное сердце. Его свирепые глаза отливали цветом расплавленного золота; огромный свирепый лик казался ещё больше от вздыбленной сияющей гривы; смертельный страх внушали Его оскаленные клыки, а язык, словно острый меч в руках искусного воина, метался из стороны в сторону. Уши торчали из гривы как две скалы в лесной чаще, ноздри и отверстый зев напоминали горные пещеры, а разомкнутые челюсти - две исполинские волны, готовые затянуть жертву в бездну небытия. Голова казалось доставала небосвода. У Него была короткая и толстая шея, широкая грудь и тонкий стан, туловище покрывали серебристые, отливающие лунным светом волоски. Его руки - рать отважных воинов - простирались во всех направлениях, и не было такого злодея, кто смог бы уберечься от Него.
Хираньякашипу набросился на Нрьсимха-аватара, но тот схватил его и отшвырнул. Когда демон повторил свою атаку, Нрьсимхадэв начал играючи поднимать демона вверх на небо и спускать на землю. Затем, Нрьсимха схватил Хираньякашипу и острыми звериными когтями разодрал плоть демона у себя на коленях. Многорукий, Он вырвал сердце демона из груди и швырнул в толпу его воинов. И уже через мгновение, оправившись от ужаса, они бросились с боевым кличем на Нрьсимху. А ещё через мгновение все они уже лежали растерзанные и бездыханные.
Сотрясая гривой, Нрьсимха разметал в стороны облака на небе; блеском очей Он затмил сияние светил, а дыханием поднял бурю в морских пучинах. От Его рыка в ужасе взвыли исполинские слоны. От ветра, поднятого Его гривой, разбросало по вселенной летающие корабли небожителей. Под тяжестью Его стоп Земля замедлила свой ход и сошла с орбиты, волны землетрясения образовали новые горы. От сияния Его тела померк свет от солнца. Никто не решался взглянуть на лик Нрьсимхи – столь ужасен он был в Своей свирепости. Не имеющий равных Себе в целом мире, Он занял престол свергнутого царя демонов.
Так Хираньякашипу был убит и ни человеком и ни животным; ни оружием, а когтями; ни днём, ни ночью, а вечером в сумерки; ни внутри дома, ни вне него, а на пороге; ни в воздухе, ни на земле, а на коленях Нрьсимхи. Так все благословения Брахмы были соблюдены.
Полный пост на день явления Вищну-Аватāры соблюдается только в Крьшна-джайантӣ, День Нисхождения ближайшего дарующего Знание Аватāры, в остальных случаях от воды и пищи по возможности воздерживаются до проведения поклонения явленному в этот день Образу Бога, не пренебрегая, однако же, выходом из экāдащӣ-врата, если оно приходится на утро этого дня. Щрӣ-Нрьсимха явился вечером, поэтому Его почитают в сумерки.
Нарасимха-накха-стути Āчāрьи Мадхвы:
पन्त्वस्मान् पुरुहूतवैरिबलवन्मातङ्गमाद्यद्घटा-
कुम्भोच्चाद्रिविपाटनाधिकपटुप्रत्येकवज्रायिताः ।
श्रीमत्कण्ठीरवास्यप्रततसुनखरा दारितारातिदूर-
प्रध्वस्तध्वान्तशान्तप्रविततमनसा भाविता भूरिभागैः ॥
пантв‿асмāн пурухӯта-вәири-балаван-мāтаӈга-мāдйад-гӿат̣ā-
кумбӿоччāдри-випāт̣анāдӿика-пат̣у-пратй-эка-ваџрāйитāх̤ •
щрӣмат-кан̣т̣ӿӣравāсйа-пратата-су-накӿарā дāритāрāти-дӯра-
прадӿваста-дӿвāнта-щāнта-правитатаманасā бӿāвитā бӿӯри-бӿāгәих̤••
«Молим, пусть оберегают нас простертые — всепронизывающие — радостносущные когти льволикого Бога, широконоздряго, как говорит о Нем щрути ‹сим̇хам̇ насанта›, раздирающего врагов — похоть, гнев, алчность, зависть, — напрочь удаляющего темь лжезнания, к Своим же безгневного; пусть спасают нас когти-молнии, столь искусно и верно разбивающие надвое великие горы лбин сошедшихся в полчища, точащих висками ярь могучих слонов — недругов Индры; когти, заполняющие помыслы и чувства достойнейших из достойных». (С использованием переводов Нāрасимхи Дивногорского).
Нāрасим̇хавапух̤ - 21 Имя Господа Нāрāйаны в Вищну-сахасра-нāма-стотре: 1) Приходящий как Человеко-Лев; 2) Тот, кто имеет Форму, которая отгоняет страх от человека; 3) Тот кто устраняет страх, препятствия и защищает своих преданных.
Мантр: Ом̐ Нāрасимхавапуше намаха Ом̐
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.
Читайте также:
Тезисы учителя Мира - Ачарьи Мадхвы
Шримад Бхагаватам с вайшнавским смыслом
Кришна или Вишну? Кто Источник, а кто Аватар?