Казалось бы, еще недавно дела Зака Снайдера складывались откровенно грустно: восстановление после смерти дочери шло не так легко, а исход борьбы за один из главных проектов его жизни казался весьма туманным. Но за тёмной полосой пошла светлая, на которой у визионера открылись новые возможности. Сначала весь мир сражался и победил вместе с ним в битве за режиссёрское видение. А теперь мы получили его новый проект — «Армию Мертвецов», которая вышла под красным флагом стримингового сервиса Netflix.
Абсолютный творческий контроль, никакого давления, сплошь позитивная атмосфера на съемочной площадке — у Зака Снайдера было всё, чтобы снять то, что он хочет и так, как он хочет. Но кое-чего всё же не хватило: талантливого сценария и ответов на уж больно очевидные вопросы. Конечно, еще до выхода фильма было объявлено, что зритель получит полноценную киновселенную, но всегда хочется, чтобы любое произведение было способно дать объяснение своей мифологии и происходящим событиям.
Потому что здесь действительно есть где развернуться: в сердце «Армии мертвецов» крутая и здравая идея с созданием полноценного зомби-общества с иерархией, которую редко встретишь у типичных представителей жанра. Но в первом фильме, увы, всё это дело не дожали.
Два с половиной часа хронометража напичканы здравым экшеном, а также неплохой драмой, забавными шутками и ненавязчивым социальным подтекстом о вреде абьюзинга. И персонажи в большинстве своём у Зака Снайдера получились отличные. За исключением буквально одного-двух, которые будто ложка дёгтя в медовой бочке слегка портят общее впечатление. Но, к сожалению, у фильма есть куда более важные фундаментальные проблемы.
Первая касается странных приёмов с фокусом камеры. Порой акцент на той или иной части кадра сменяется так быстро и лихорадочно, что глазные яблоки требуют отдыха. К этому, конечно, привыкаешь со временем, но визионер явно заигрался со своей операторской находкой. Второй заключается в хромающей логике истории. К концу просмотра накапливается немалое количество вопросов по поводу мотивации персонажей, их действий и заезженности некоторых типичных шаблонов зомби-боевиков. Самое странное — это некоторые сценарные решения, которые порождают уж больно грустный и безысходный вывод: любой добрый человеческий поступок в постапокалиптическом мире ведет к смерти, а у плохих ребят зачастую всё складывается довольно неплохо.
Портит ли это «Армию мертвецов»? Безусловно. Но есть одна деталь, которая оказывается куда важнее: это концентрированное безумие, веселье и безысходность, от которых сложно оторваться. На протяжении всей картины что-нибудь да происходит. И даже если это просто несколько пролетов камеры вокруг внушающего зомби-тигра Валентайна, то это выглядит настолько круто, насколько могло бы.
Зак Снайдер — действительно великолепный визионер. Солнечный Лас-Вегас, каждый метр которого усеян кучей мертвецов, неподвижно ждущих пробуждения, пробирает своей песчаной атмосферой, а Дейв Батиста и остальной актёрский состав делают всё, чтобы каждое убийство смотрелось максимально эффектно и круто. И самое приятное, пожалуй, заключается в том, что режиссёр не забыл добавить одну крайне важную и прекрасную композицию в конец своей ленты — за такие сцены фильму хочется простить абсолютно всё.
Бесспорно, «Армия мертвецов» не смогла избежать жанровых болячек. Но не стоит ставить крест на ней из-за этого. В конце концов, это кино делает ровно то, что от него и просят: много зомби и еще больше пуль, спущенных в них. И такое количество протухшего разлетающегося в разные стороны мяса смотрится, на удивление, очень свежо и к месту.