15 октября 2020 года юрист ФБК Любовь Соболь подтвердила свое намерение баллотироваться в Государственную Думу РФ и объявила публичный сбор средств на проведение предвыборной кампании.
При этом Соболь не является зарегистрированным кандидатом – решение о назначении выборов, согласно российскому законодательству, будет принято в первой половине июня 2021 года (не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования).
Стоит отметить, что, согласно ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», избирательный фонд предполагает полную прозрачность всех финансовых операций кандидата и исключает поступления из анонимных и зарубежных источников. Однако на фандрайзинговую кампанию, объявленную Соболь, данное положение почему-то не распространяется.
Так, несмотря на заявленную «открытость сбора денежных средств в интернете», с октября 2020 года Соболь ни разу не отчиталась о поступивших пожертвованиях. А все донаты первоначально переводились на личную банковскую карту мужа Любови Соболь – Сергея Мохова, а в настоящее время – на карту главы ее предвыборного штаба Ольги Ключниковой – при этом ни назначения платежа, ни специальных пометок при переводе не требуется. Таким образом, в общем массиве операций по обеим картам представляется невозможным установить реальный объем средств, переведенных непосредственно на избирательную кампанию. Более того, часть денег может быть присвоена самой Соболь и ее ближайшим окружением – спонсоры об этом никак не узнают.
Переводы с помощью сервиса PayPal также осуществляются с использованием почты Ключниковой – olgachesare@gmail.com.
Единственным прозрачным, но все же анонимным инструментом фандрайзинговой кампании Соболь являются криптопожертвования: в силу специфики блокчейн-технологий выявить реального отправителя денежных средств просто невозможно, поскольку переводы проходят через множество посредников, кошельков-миксеров и т.д.
Таким образом, так называемая «предвыборная кампания» Соболь является не более чем способом зарабатывание денег на политической активности, а также легализация финансов из иностранных и криминальных источников.