Автор ни в коем разе не собирается сравнивать или анализировать «Обитель» и «Зулейху…». Привёл эти два названия вместе лишь потому, что в завершающий день показа «Обители» на канале «Россия -1» перед его началом нам, смотревшим сериал, представили рекламную подборку восторженных отзывов телезрителей, «неотрывно», «с волнением» следящих за перипетиями сериала и за судьбами его героев. И в заключение этой подборки нам показали рядышком стоящие на полках книжного магазина те самые книги: «Обитель» Прилепина и «Зулейху…» Яхиной.
Больше о «Зулейхе…» ни слова. Тем более, книгу я не читал, и сериал, снятый по ней, не смотрел, о чём в своё время писал на канале.
Разговор пойдёт об «Обители». О сериале. Книгу опять же не читал, и после просмотра вряд ли меня потянет её прочитать. Хватит увиденного.
Не берусь оценивать талант Захара Прилепина-писателя по прочитанным мною романам «Санькя» и «Патологии». Я ценю Прилепина, как публициста, автора и ведущего цикла телевизионных очерков «Уроки русского» на темы, так или иначе связанные с нашей страной. С её прошлым, настоящим, будущим. Каждый выпуск жду с нетерпением. Хотя есть из ста сорока с лишним выпусков несколько, где я не согласен с автором, считаю их в определённой степени конъюнктурными.
А теперь о сериале «Обитель».
Не стану подробно пересказывать сюжет. Остановлюсь на другом.
На дворе 1927 год, 10-летний юбилей революции. В кабинете старшего следователя лагеря Галины Кучеренко (играет Александра Ребенок) на стене, над её столом висит портрет Троцкого. Правда, на стене напротив есть портрет и Ленина.
Начальник Соловецкого лагеря особого назначения (С.Л.О.Н.), он же любовник, точнее, сексуальный партнёр Галины, Фёдор Эйхманис (Сергей Безруков) не раз советовал ей снять этот портрет, он уже сделал это. Приоритеты, конъюнктура поменялись. А выходец из латышских стрелков держит нос по ветру.
Как правило, он наведывается к своей любовнице лишь для того, чтобы сексуально разрядиться. В сериале это делается наспех, как-то по-собачьи, где придётся: в кабинете, на столе, во время конной прогулки по острову… Припёрло, пардон, перепихнулись, и снова возвращаются к повседневным делам. Замечу, что особой любви у Эйхманиса к Галине не замечается.
Оно и понятно: знают друг друга с 1919-го, с Гражданской, когда оба были в подчинении у Троцкого. Тогда-то, наверное, молоденькая Галина и полюбила их, «чёрных демонов» в кожаных тужурках. Как я понял, сначала Троцкого, потом Эйхманиса. Опять же, всесильный Эйхманис (царь, бог и воинский начальник для заключённых) регулярно перемежает встречи со своей подчинённой сексуальными утехами с другими, с теми, кто помоложе, кто посвежее, кто только через постель может вытащить с Соловков своих родственников. Так, одной девице пришлось платить собой за освобождение отца.
И Эйхманис освобождает, не обманывает – у него этого «добра» много. Он всесилен.
В отличие от предыдущего лагерного начальника (позже он вновь сменит Эйхманиса) - ограниченного тупого, бездушного зверя Ногтева, Эйхманис в своём поведении, своих манерах и действиях даже артистичен. Да и более образован в сравнении со своими подчинёнными, а может, и с начальниками. Даже заключённым, которых гонят конвоиры, он, сидя верхом на лошади, читает маленькую лекцию из истории Соловков, где при царях люди и по 63 года сидели в застенках. Разве что, о судьбе соловецкого сидельца Петра Толстого, сподвижника царя Петра, не поведал.
В лагере, - где человеческая жизнь ничего не стоит, где ни за что, без всякого повода лагерные власти, та же Галина, например, могут отправить в «16 роту» (на расстрел) или на Секирку, что равносильно смерти, - создан свой театр из заключённых, им создают условия для занятий спортом, позволяют устраивать некие посиделки с вольными разговорами. Те же «афинские вечера», например.
При этом, расстреливают актрису этого театра (бывшую на воле известной) по надуманному предлогу, а спортивные занятия, как и всё показное, снимают на киноплёнку для зрителей кинотеатров и клубов по всему СССР. Чтоб вся страна видела, как «перековываются» преступники.
И в этом – суть и Эйхманиса, и всех его начинаний. Он – позёр, как его кто-то из сидельцев называет. В чём-то сибарит, не отказывающий себе в удовольствиях. А ещё он, на мой взгляд, возомнил себя этаким всесильным римским патрицием, в руках которого жизнь и смерть принадлежащих ему рабов, или ланистой, распоряжающимся судьбами и жизнями гладиаторов.
Чего стОит эпизод, когда главный герой сериала Артём Горяинов (Евгений Ткачук) по указанию лагерного «бога» должен драться на ринге с настоящим боксёром, чемпионом Одессы. Артём, впервые в лагере надевший перчатки, проигрывает в первом же раунде, боксёр его отправляет в нокаут. Эйхманис, с бокалом вина в руке, внешне доволен, ничего страшного: спорт есть спорт.
А в это время вертухай из его подчинённых усердно лупит того чемпиона валенком по голове. А в валенке – спортивная гантель. Бьёт за то, что тот должен был «ваньку валять» с неумехой до конца второго раунда, а уж тогда мог и вырубить его. Поспешил. Боксёр попадает в лазарет, у него, по словам заключённых, вытек глаз.
Зато Артём становится «адъютантом» Эйхманиса. Тоже надевает кожанку.
В лагере собрана разношёрстная публика: и бывшие «контрики», и в чём-то провинившиеся бывшие «красные», и отпетые уголовники, и такие, как Артём или бывший сотрудник МУРа. Но как верно подмечает бывший белогвардеец Мезерницкий (Виктор Добронравов), все сидят за дело. Тот же Артём, пусть случайно, по неосторожности, убил своего отца ножом для бумаг, когда с этим ножом на отца бросилась его жена, мать Артёма, заставшая голого мужа с голой девкой. Артём хотел тот нож вырвать, а попал (толи он, толи мать) отцу по горлу. И нет отца, а студент-филолог Горяинов – на Соловках. Вроде бы и нет вины, но по закону - убийца.
Схожая история у муровца, который на момент прибытия в лагерь Горяинова исполняет обязанности старосты. С товарищами по отсидке особо не церемонится. А сидит за то, что расправился с бандитами, убившими его десятилетнего сына.
Когда Горяинов попадает на «афинский вечер», на который собрались и бывшие «белые», и бывшие «красные», и схожие с Артёмом не профессиональные урки, то всё тот же Мезерницкий подмечает, что большинство «должностей» в лагере занимают «их» люди, из контриков.
А урок того, как люди пролезают «наверх», Горяинов получил от другого белогвардейца Бурцева (Михаил Евланов), который тоже был на тех «афинских» посиделках, а позже зверски избивает его за обнаруженные у Артёма карты, подброшенные ему же чуть не другом.
Всё перемешалось в лагере, каждый выживает, как может. Выслуживаясь, предавая, изворачиваясь…
Поначалу Артёма опекает мягкий, интеллигентного вида и манер Василий Петрович (Виктор Раков).
А позже выясняется, что он – не просто белогвардейский офицер, а контрразведчик, выжигавший звёзды у попавших к нему в руки. Одним из таких оказался вертухай из лагерной охраны. Который столь же зверски мстит своему палачу.
В лагере действуют не «советские законы, а соловецкие». И те, кто сегодня являются властителями чужих судеб, завтра могут стать на место обречённых.
Каждый, оказавшийся узником, мало думает о других, только о том, как выжить самому. Поэтому-то тот же Мезерницкий, игравший Алексея Турбина в лагерном спектакле «Дни Турбиных», после спектакля, на котором среди остальных присутствует начальник Эйхманиса Глеб Бокий, пытаясь убить начальника лагеря, не думает об остальных.
Сам же идёт на самоубийственный шаг. В результате начинается отстрел всех участников спектакля.
Бурцев, не пользующийся полным доверием лагерных властей, пытается устроить что-то похожее на восстание. Погибает сам, но губит и других. Но и он – не идейный борец. Муровец как-то рассказывает Горяинову, что этот белогвардейский поручик после Гражданской был бандитом, грабил поезда, находился во всесоюзном розыске.
Что касается любовной линии между Галиной и Артёмом, то эта «любовь» держится на обоюдном интересе: ей нужен самец для удовлетворения своей похоти (из-за невнимания Эйхманиса ей порой приходится прибегать к самоудовлетворению), ему нужно выжить любыми способами.
И лишь в финале «Обители» Артём Горяинов делает тот шаг, который может сделать лишь влюблённый – он занимает место десятого по счёту (децимация, оставшаяся от Троцкого), который должен быть расстрелян вместе с подлежащей расстрелу Галиной.
Замечу – меня раздражали вставки бредовых, горячечных видений, снов и просто видений Артёма, которые порой вторгались в повествование и которые трудно было отличить от действительности.
Неприятно было видеть в изобилии воткнутые в сериал сексуальные сцены животной похоти между Галиной и её двумя партнёрами. Явным перебором показались сцены пиршества охранников, которые себя называли чекистами – с таким же успехом царские надзиратели могли считать себя жандармами – и по пьяни пели «Интернационал». Для пущего эффекта вставили в сюжет?..
Ненужными мне показались подделанные под старую хронику кадры жизни и легенд Соловков. Достаточно было заключительных подлинных кадров соловецкой хроники.
На меня фильм произвёл гнетущее впечатление. Особенно, когда понимаешь, что все страдания и мучения, вынесенные на пути переустройства российской жизни и «белыми», и «красными», по сути, оказались напрасными после контрреволюционного переворота начала 90-х. Единственным оправданием сотням тысяч, миллионам людских трагедий может служить Победа в войне с фашизмом.
Может, я ошибаюсь?
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.