Проповѣдовать Зилотъ началъ послѣ чудеснаго Воскресенія Сына Божьего. На пятидесятый день онъ обрѣлъ даръ и вмѣстѣ съ другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести ученіе Христово людямъ. Симонъ обошелъ много странъ: Египетъ, Ливію, Мавританію, Іудею, Сирію, Арменію, Испанію, Англію. Все это засвидѣтельствовано въ христіанскихъ преданіяхъ разныхъ народовъ.
Кананитъ, Матѳей и Андрей Первозванный проповѣдовали на Иверской землѣ, а затѣмъ отправились въ Осетію. Далѣе они посѣтили Абхазію, гдѣ конечной точкой ихъ пребыванія сталъ городъ Севастъ. Здѣсь апостолы раздѣлились, отправившись каждый своимъ путемъ. Симонъ же остался, устроивъ себѣ келью изъ небольшого грота поблизости рѣки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лѣтъ послѣ Вознесенія Іисуса.
Какъ долго святой занимался своей проповѣднической дѣятельностью въ Абхазіи, неизвѣстно. Однако за все время своего пребыванія онъ обратилъ къ христіанской вѣрѣ многихъ язычниковъ. Благодаря Зилоту мѣстными жителями былъ упраздненъ кровавый обычай человѣческаго жертвоприношенія.
Кананитъ былъ первымъ, кто ввелъ обрядъ крещенія среди древнихъ абхазовъ, тѣмъ самымъ зародивъ среди нихъ христіанскую вѣру.
Кананитъ однимъ касаніемъ исцѣлялъ любыя болѣзни
Гоненія и мученическая смерть.
Однако не всѣ язычники были согласны съ ученіемъ Зилота. Изъ-за возникавшихъ противорѣчій Симонъ часто подвергался гоненіямъ и въ концѣ былъ вынужденъ принять мученическую смерть. Единой теоріи, какъ это произошло, нѣтъ. Одни богословы говорятъ, что казнь состоялась на Британскихъ островахъ во время его путешествія съ цѣлью обратить мѣстныхъ жителей къ христіанской вѣрѣ. Другіе поддерживаютъ точку зрѣнія, что Кананитъ былъ распятъ вмѣстѣ съ Іудой θаддеемъ. Однако большинство священниковъ раздѣляютъ мнѣніе, что онъ былъ казненъ грузинскимъ царемъ Адеркіемъ. Какимъ образомъ святаго лишили жизни, также остается загадкой. По нѣкоторымъ преданіямъ, его распяли на крестѣ, иные говорятъ объ усѣченіи мечомъ или о расчлененіи пилой.
*
Святый славный и всехвальный апостоле Христовъ Симоне, сподобивыйся пріяти въ домъ твой въ Канѣ Галилейстѣй Господа нашего Іисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцемъ быти преславнаго чудесѣ Христова, на брацѣ твоемъ явленнаго, претворенія воды въ вино!
Молимъ тя съ верою и любовію: умоли Христа Господа претворити души наша изъ грѣхолюбивыхъ въ боголюбивыя;
сохрани и соблюди насъ молитвами твоими отъ искушеній діавольскихъ и паденій грѣховныхъ, и испроси намъ свыше помощь во время унынія и безпомощія нашего;
да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуемъ спасительнымъ путемъ заповѣдей Христовыхъ, дондежѣ достигнемъ оныхъ блаженныхъ обителѣй райскихъ, идѣже ты нынѣ водворяешися и веселишися.
Ей, апостоле Спасовъ!
Не посрами насъ, крѣпце на тя уповающихъ, но буди вамъ помощникъ и покровитель во всѣмъ житіи нашемъ и помози намъ благочестно и богоугодно житіе сіе временное скончати,
благую и мирную христіанскую кончину получити и добраго отвѣта сподобитися на Страшнемъ Судѣ Христовѣ;
да избѣжавше мытарствъ воздушныхъ и власти лютаго миродержца, унаследуемъ Царство Небесное и прославимъ великолѣпное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во вѣки вѣковъ.
Аминь.