Найти в Дзене
Rock AD

87 Tom Petty And The Heartbreakers — Refugee

Год выхода: 1979. Продюсер: Джимми Айовин Песня Refugee появилась в тот период музыкальной эпохи, когда доминировавшее несколько лет подряд диско начало постепенно сдавать позиции. Композиция помогла в конце 1970-х восстановить господство гитарного рока и сделала записавшую ее группу именем нарицательным. Открывающая песню последовательность тревожных минорных аккордов гитары пришла в голову гитаристу Майку Кэмпбеллу, когда однажды вечером он слушал версию Oh Pretty Woman в исполнении Джона Мейолла, где лидирующую гитарную партию исполнял совсем молодой, еще не успевший поиграть в Rolling Stones Мик Тейлор. На самом деле именно самозабвенная игра Тейлора стала настоящей причиной появления на свет песни Refugee. «У меня была гитара Gibson, которую хотелось побыстрее испытать в деле. Для этого я придумал последовательность из нескольких приглянувшихся мне аккордов, чтобы потом можно было поверх них наложить соло», — объясняет Кэмпбелл. В тот вечер он записал на четырехдорожечный магнитоф
Оглавление

Год выхода: 1979. Продюсер: Джимми Айовин

MCA Records
MCA Records

Песня Refugee появилась в тот период музыкальной эпохи, когда доминировавшее несколько лет подряд диско начало постепенно сдавать позиции. Композиция помогла в конце 1970-х восстановить господство гитарного рока и сделала записавшую ее группу именем нарицательным.

Открывающая песню последовательность тревожных минорных аккордов гитары пришла в голову гитаристу Майку Кэмпбеллу, когда однажды вечером он слушал версию Oh Pretty Woman в исполнении Джона Мейолла, где лидирующую гитарную партию исполнял совсем молодой, еще не успевший поиграть в Rolling Stones Мик Тейлор. На самом деле именно самозабвенная игра Тейлора стала настоящей причиной появления на свет песни Refugee.

«У меня была гитара Gibson, которую хотелось побыстрее испытать в деле. Для этого я придумал последовательность из нескольких приглянувшихся мне аккордов, чтобы потом можно было поверх них наложить соло», — объясняет Кэмпбелл. В тот вечер он записал на четырехдорожечный магнитофон еще несколько гитарных идей и по завершению сессии дал Петти послушать кассету, даже не успев придумать название для будущей композиции.

«Я не особо парился по этому поводу», — говорит Кэмпбелл. — «Но на следующей репетиции он сказал: «Я повозился с твоей записью, и у меня есть несколько строчек для этой песни». Я сказал: «Да, неужели?» Он сыграл ее мне, и услышанное просто потрясло меня».

Получившаяся песня как будто щетинится от внутреннего напряжения, которого Heartbreakers старательно избегали в более ранних песнях, таких как American Girl и Listen To Her Heart. Часть этого напряга, несомненно, возникла из-за постоянных споров, которые раздирали группу во время записи.

Белокурые амбиции: главный «разбиватель сердец» Том Петти || Getty
Белокурые амбиции: главный «разбиватель сердец» Том Петти || Getty

«Мы все тогда еще были довольно неопытны в студийной работе, и во всем доверяли [продюсеру] Джимми Айовину и [звукоинженеру] Шелли Якусу, которые оба очень щепетильно относились к звучанию ударных», — вспоминает Кэмпбелл. — «В первый день репетиций это выглядело примерно так: «Переставьте рабочий барабан туда»… «Попробуйте другой рабочий барабан»… «Давайте попробуем другой микрофон». Так продолжалось несколько дней, и все лишь для того, чтобы заставить рабочий барабан звучать правильно».

По истечении какого-то времени они почти полностью записали альбом, но так и не смогли понять, как должна звучать Refugee. Барабанщик Стэн Линч был даже временно выведен из состава из-за постоянных конфликтов с Айовином. В общем, им потребовалось более ста дублей, чтобы все сделать правильно, и они могли бы делать дубли еще в два раза дольше, если бы не настала пора отдавать готовый альбом лейблу.

«Даже когда она вышла, мы все еще продолжали переживать: «О, хорошо бы пересвести ее заново». Это никогда не кончалось», — говорит Кэмпбелл.

Их усилия окупились сполна. Песня входила в программу концертов Heartbreakers вплоть до смерти Петти в 2017 году. «Все, что мы потом сочинили, мы сравнивали с Refugee или American Girl. Это наши буревестники», — смеется Кэмпбелл. — «Но это приятная проблема».

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»