Помните сюжет американского фильма «Я — легенда»? Герой в исполнении Уилла Смита — последний оставшийся на земле живой человек, а все остальные — зомби! Нет, мы вовсе не хотим сказать, что нынешние машины какие-то не такие, но жизнь внутри комфортных электронных механизмов точно отличается от привычной автомобилистам восьмидесятых годов прошлого века. Вот и старушка «Нива», с конструкцией из семидесятых, живее всех живых. Настоящая легенда. Точнее, Lada Niva Legend, как теперь официально значится в прайс-листах.
619 900 – 751 900 ₽
Выбор редакции: Комплектация Classic (1.7 MT) за 619 900 ₽
Оценка: 2,5 из 5
Плюсы
- Нестареющая внешность
- Хорошая проходимость
- Посвежевший салон
Минусы
- Плохая эргономика
- Слабый мотор
- Низкая шумоизоляция
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:
ОСАГО
9 950 ₽
КАСКО
46 550 ₽
ТО за год
11 900 ₽
Транспортный налог
960 ₽
Топливо
96 790 ₽
Итого
166 150 ₽
* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве
Уилл Смит, кстати, за время пандемии сильно растерял форму — настолько, что после публикации собственной фотографии с голым торсом стал героем российского мема «Батя на шашлыках». А вот родная «Нива», которая лишь немногим моложе Уилла, за то же время только окрепла: вернула себе имя собственное и получила пачку обновок. Результат — попробуйте-ка сейчас отыскать в автосалонах не то что товарный, а хотя бы демонстрационный экземпляр! Даже нам для досъёмки пришлось побегать и снимать машину перед передачей клиенту. Неплохой спрос на автомобиль, которому по всем параметрам уже давно пора на покой?
Дело, конечно, не в том, что он хорош собой. Просто это одна из самых дешёвых машин рынка, цены на которую начинаются от 619 900 рублей. К тому же полноценный внедорожник! Но только ли в цене дело? Разбираемся на примере «городской» версии Urban — с улучшенной комплектацией и облагороженной внешностью. По прайс-листу такая стоит 695 900 рублей.
Интерьер
Лучше, что случилось с «Нивой» в последние годы, — это новый салон, который полностью меняет впечатление от давно устаревшей машины. Он симпатичен внешне, опрятно собран (что вполне объясняется новизной производственных штампов) и — в кои-то веки! — имеет нормальное управление отопителем. Сзади появились подголовники, потолок стал цельноформованным, а для ремней безопасности на заднем диване теперь предусмотрены аккуратные пластиковые клипсы. Приятно взглянуть и на новые передние кресла иной формы с аккуратным защитным пластиком снизу.
Увы, все эти обновки никак не решают базовых эргономических проблем старушки «Нивы». Сидеть здесь неудобно человеку любого роста (особенно высокому), рычаг коробки передач расположен бесконечно далеко, а о регулировке руля хоть в каком-нибудь направлении остаётся только мечтать. И переделать ничего уже не выйдет — придётся мириться.
Практичность
Во времена, когда люди не знали слова «кроссовер», любая проходимая машина казалась сверхпрактичной. Но по сегодняшним меркам Niva Legend ничуть не практичнее крошечного Suzuki Jimny. Задние места тут довольно условны, проход на них — неудобный, багажник очень скромен, а возить длинномеры в «Ниве» вообще невозможно. Разве что получится найти багажник для крыши с креплениями на водосточные желобы.
Запаска и домкрат под капотом — это удобно, когда нужно оперативно поменять колесо, но очень плохо с точки зрения безопасности при лобовом столкновении. А Г-образный жигулёвский домкрат опасен и при штатном применении — под машину необходимо ставить дополнительные подставки. А где их возить, если в багажнике и без того мало места? Даже баллонный ключ на заводе кладут в «бардачок»…
Кажется, что резиново-пластиковая обивка позволяет мыть салон водой из шланга, но это иллюзия — вода моментально пропитает шумоизоляцию и зальёт электрические разъемы. В этом смысле наша Niva Travel — отнюдь не Wrangler или Defender. Но если представить, что речь идёт о пятидверной модели, то некоторые недостатки худо-бедно выправляются: в салоне появляется больше места, а багажник становится более приличным (460 литров против 265).
Техника и надёжность
В семидесятых автомобиль с несущим кузовом и постоянным приводом на все колёса был прорывом, но сегодня он кажется лишь чуть менее архаичным, чем рамные внедорожники с подключаемой передней осью. За 40 лет производства техника почти не изменилась: продольно расположенный мотор, 5-ступенчатая коробка передач, пристыкованная к ней двухступенчатая раздатка (передаточное отношение — 2,14:1) с блокировкой межосевого дифференциала, неразрезной мост задней оси и ШРУСы в приводе передних колёс. Передняя подвеска — независимая пружинная.
80-сильный двигатель объёмом 1,7 литра — прямой наследник классических жигулёвских моторов. Сегодня он оснащается распределённым впрыском и гидрокомпенсаторами привода клапанов, но требует регулярной замены приводной цепи. Ресурс сильно зависит от режимов эксплуатации, но в ещё большей степени — от качества сборки, масел и запчастей. До 200 тысяч километров моторы доходят редко, но изучены вдоль и поперёк, а ремонтируются за копейки в любой глуши.
Вообще, проблем у «Нивы» за годы существования накопилось так много, что мы написали про них целую статью. Поэтому здесь повторим лишь основные тезисы. Очень тяжело 5-ступенчатой коробке — она требует ремонта чуть ли не каждые 25 тысяч километров. Быстро выходят из строя нагруженные подшипники передних колёс. От дорожной грязи и недостатка смазки ШРУСы передних колёс и карданов могут попроситься на замену в промежуток от 30 до 100 тысяч километров пробега. К 30 тысячам может потечь краник отопителя — вечная жигулёвская проблема. Впрочем, лужицы в салоне — чуть ли не норма, потому что у «Нивы» исторически плохие уплотнители стёкол и дверей, а также вечно забитые грязью дренажные отверстия. Замки дверей и багажника можно регулировать бесконечно (хотя на тестовом автомобиле они работали идеально). И разумеется, внедорожник ржавеет — рыжие точки могут появиться уже после четвёртой зимы, а четырёх-пятилетние машины требуют локальных подкрасок.
Оригинальных рецептов не будет: поможет только нормальное обслуживание с качественными расходниками, полноценная антикоррозийная обработка и аккуратная эксплуатация. Езда по бездорожью способна подкинуть проблем, но и устраняются они, как правило, довольно легко.
Езда
В этом пункте соседствуют радость и боль, потому что настолько устаревший автомобиль просто не может ехать хорошо в современных реалиях. Но кое-где всё-таки едет! Для начала можно в очередной раз слегка пнуть 80-сильный мотор объёмом 1,7 литра, которому всё равно нет альтернативы, заодно порадовавшись, что весит Niva Legend скромные 1285 килограммов. Поэтому едет небыстро, но и не ужасно, а акселератор даже позволяет управлять тягой, а не ехать в режиме «вкл-выкл».
До 100 км/ч машина разгоняется за 17 секунд, но в городских условиях вполне нормально вписывается в поток. Если, конечно, умеешь и любишь быстро переключать передачи — благо, механизм это позволяет, пусть и не без усилий. Но на трассе — беда. Держать скорости выше «сотни» Niva может с трудом, да ещё и на дороге стоит кое-как, требуя подруливаний.
А сколько шума! Машины жигулёвской серии никогда не были тихими, но «Нива» — отдельная история. Мало того, что двигатель слышно во всём диапазоне оборотов, изоляция колёсных арок фактически отсутствует, а ветер на ходу завывает во всех закоулках зеркал и водосточных желобков. У «Нивы» ещё и убойно шумная трансмиссия — и это мы говорим про новый автомобиль с конвейера! И чем быстрее едешь, тем громче этот шум, который лишь меняет тональность при разгоне или сбросе газа. Но более тихих агрегатов от Lada Niva Travel «Легенда» так и не получила. А если у вас автомобиль с отечественными внедорожными колёсами типа ВЛИ-5, то ко всей этой какафонии на асфальте добавится ещё и отчаянный шинный гул!
Управляемость? Дадим скидку на возраст и непредусмотренный изначальной конструкцией гидроусилитель руля, который сейчас есть во всех комплектациях и работает пусть не идеально, но работает. Руль лёгкий и в целом понятный, крутиться на пятачках Niva Legend позволяет без больших усилий водителя, а в повороты входит с должным нарастанием усилия на «баранке». Крены на малых скоростях вполне умеренны, но на высоких начинают напрягать — короткую высокую машину ведь можно и перевернуть! Системы стабилизации тут нет, а АБС работает грубовато. Комфорта от такой машины не ждёшь, и его фактически нет. Да, Niva может ходом идти по просёлку с основательными ухабами без опасности пробить подвеску, но седокам в салоне такая поездка комфортной не покажется. «Нива» склонна к раскачке, пинается на грубых кочках и подпрыгивает на искусственных неровностях, если пройти их быстрее разумного. Зато во всех ситуациях она кажется очень живой и понятной. Особенно на бездорожье!
До тех пор, пока машина не сядет на брюхо или не вывесит два колеса по диагонали (межколёсных блокировок в заводском исполнении нет), «Легенда» будет ползти хоть по глубокому снегу, хоть по вязкому болоту. Главное — не сбавлять ход, потому что мотору быстро становится тяжело, а понижайку мгновенно включить не получится. Оперировать рычагами трансмиссии нужно заранее и с умом. И нет никакого смысла бездумно пользоваться блокировкой центра, с которой Niva становится менее послушной на нетвёрдой поверхности. Но если умеешь (и, опять-таки, любишь) ездить на «Ниве» по бездорожью, быстро поймёшь, что она способна на многое!
Оснащение
Самый доступный внедорожник рынка стоит в ряду самых дешёвых машин — за цену Niva Legend можно купить разве что Lada Granta или начальные версии Xray и Logan. Самый простой вариант стоит
619 900 рублей
и имеет весь возможный внедорожный арсенал, включая постоянный привод на все колёса и демультипликатор с блокировкой межосевого дифференциала. Защита картера тоже входит в стандартную комплектацию, а ещё в машине есть гидроусилитель руля и обязательная АБС, аудиоподготовка, борткомпьютер и даже крепления Isofix на заднем диванчике!
Следом идёт «старшее» исполнение
Luxe
за
636 900 рублей
, в котором появляются задние подголовники, 12-вольтовая розетка в багажнике, подогрев передних сидений, электроприводы и обогрев зеркал, а также легкосплавные диски той же 16-дюймовой размерности. Такая же машина доступна с кондиционером — за доплату в 39 000 рублей
Высший уровень — версия
Niva Legend Urban
с пластиковыми накладками бамперов в цвет кузова, двухцветными дисками, противотуманками и накладками порогов. Она не сильно дороже, чем Luxe (695 900 рублей), причём кондиционер тоже входит в комплектацию. Наконец, на базе Urban есть и «стильное» исполнение [BLACK] с оригинальной обивкой сидений и потолка, чёрными дисками — и всё это за максимальные 704 900 рублей.
За доплату в размере 19 900 рублей к любой комплектации добавят центральный замок с дистанционным управлением и магнитолу. Ещё 9000 рублей попросят за один из пяти «металликов» вместо стандартных белого, черного или темно-зелёного (да-да, здесь три бесплатных цвета). А ещё есть симпатичная камуфляжная окраска — но уже за 29 000 рублей.
И ровно всё то же самое (кроме камуфляжа) предлагается в пятидверном кузове, который обойдётся дороже на 56 000 рублейво всех комплектациях. Но дополнительного оборудования кроме двух «лишних» дверей не будет — даже стеклоподъёмники сзади будут механическими.
Конкуренты
Lada Niva Travel
Единственный прямой конкурент построен на той же технической базе, но отличается большей вместимостью и хоть каким-то комфортом. База стоит 762 900 рублей, а топовый Luxe Off-road со шноркелем — уже 920 900 рублей. 80-сильный мотор и трансмиссия те же, но в теории «внедорожные» исполнения Niva Travel будут чуть проходимее.
Вывод
Усреднённая оценка потребительских качеств никак не отражает чувства, которые вызывает эта машина — мы по-прежнему любим «Ниву» и каждый раз с удовольствием хватаемся за возможность поездить на ней вновь. И этих чувств здесь целая гамма. Во-первых, щемящая ностальгия по временам, когда тебя катал на такой, например, родной дядя или отец лучшего друга. Во-вторых, ощущение фана от обладания честной железякой, которая хоть и требует к себе особого отношения, но не загораживается от водителя мягкотелыми подвесками, могучими сервоприводами и предупредительной электроникой. Наконец, искреннее восхищение от возможностей, которые дарит один из самых дешёвых автомобилей рынка.
Именно поэтому существенную часть покупателей составляют люди, которые берут «Ниву» просто для фана в качестве второй или третьей машины. И если бюджет у них без особых ограничений, а вылазок на серьёзное бездорожье не планируется, есть смысл рассматривать один из двух «Урбанов» — пусть не совсем «трушный», но более современный и внешне очень даже модный.
Но есть и другие клиенты — небогатые люди, которые живут в местах без дорог и хотят сравнительно удобный транспорт для перемещения в этих условиях. И никакой альтернативы внедорожнику стоимостью чуть дороже 600 тысяч рублей у них попросту нет. А дополнительные удобства, которые утяжеляют ценник, этим клиентам ни к чему… По той же причине именно базовый вариант кажется оптимальным для строительства ультимативных проходимцев — с кастомными блокировками, большими колёсами и прочими усовершенствованиями. Ничего более доступного на рынке нет и, видимо, уже никогда не будет.
Характеристики
Комплектация
1.7 MT (83 л.с.) 4WD
Двигатель
1.7 л / 83 л.с. / бензин
Коробка передач
механическая
Привод
полный
Кузов
Внедорожник 3 дв.
Расход топлива
9.9
Разгон до 100 км/ч
17