3K подписчиков

1932-ой. Пятая церемония Оскар. Микки Маус, короткометражки, лучший фильм года без других номинаций.

Кто не читал статью про четвертую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно.

1932 год.
События в мире:

Императорская армия Японии начала операцию по захвату Шанхая. Она завершилась 3 марта того же года сдачей Шанхая китайскими войсками.
По приказу дуче, в фашистской Италии состоялся первый Венецианский Кинофестиваль.
На Ближнем Вост
оке появилось новое государство — Саудовская Аравия.

События в Америке:

Почтовое ведомство США выпускает набор из 12 марок, посвященных 200-летию со дня рождения Джорджа Вашингтона.
Хэтти У. Кэрэуэй становится первой женщиной, избранной в Сенат США.
7 марта – Четыре человека погибли, когда полиция открыла огонь по 3000 безработных, марширующих возле завода Ford River Rouge в Дирборне, штат Мичиган.
8 июля — пик Великой депрессии в США. Безработица в США равна 33% —
около 14 млн.

Пятая церемония Оскар прошла на восьмой день правления новоизбранного президента США — Франклина Д. Рузвельта — 18 ноября в отеле "Амбассадор". Могли участвовать фильмы, показанные с 1 августа 1931 года по 31 июля 1932.

Влияние Академии начинает распространяться уже за пределами Америки. Об этом говорит появление в мире первого международного кинофестиваля, созданного в фашистской Италии по приказу самого дуче. С оглядкой на Оскар, диктатор решил поставить американцев на место и создать свою платформу, но более масштабную... Идея, конечно, похвальная и грандиозная, но чтобы сделать из этого нечто большее, чем Оскар, нужно было отказаться от фашистской идеологии. Фестиваль был международным, но на деле в 30-е годы со всего земного шара приглашались разные страны со своими фильмами и на фестивале им демонстративно показывали, как главные призы достаются итальянским фильмам, как бы говоря, что их картины в любом случае вне конкуренции...

Тогда как в Америке всё больше и больше церемония становится похоже на шоу — некий праздник кинематографа. Так, например, Уолт Дисней создал специальный короткометражный анимационный фильм "Парад номинантов" для банкета церемонии, а не для кинопроката. Примечательно то, что это первый цветной мультфильм с Микки Маусом.

Ведущими церемонии были актёры Лайонел Бэрримор и Конрад Найджел (во второй раз), также последний был избран четвёртым президентом Академии, таким образом M.C Ливи был первым президентом, которого не переизбрали.

Изменения в номинациях: ...

Добавлены три новые номинации и все вокруг короткометражек! Это неудивительно, ведь Кинематограф появился из короткометражных фильмов, которые шли в прокате на равных с полными метрами. Перед и/или после хедлайнера.

  • "Лучший анимационный короткометражный фильм" — номинация, которая сохранилась и до наших дней. Менялось только её наименование.
  • "Лучший короткометражный фильм, комедия" — вскоре постоянная коллаборация вокруг этой номинации, станет привычным атрибутом её изменений и нюансов вплоть до 50-х годов. Но это стало правильным решением на данном этапе (в самый пик "Великой депрессии"), выделить короткометражные комедийные фильмы, чтобы сделать акцент на том, что люди ещё не разучились смеяться и радоваться жизни.
  • "Лучший новаторский короткометражный фильм" — своеобразная категория, которая подчёркивает научную сторону кинематографа. Поощряя эксперименты и научные открытия в этой области, Академия хотела захватить ту нишу, к которой она лишь единожды прикоснулась, когда давала почётный Оскар за первый звуковой фильм. Теперь же, она охватывала всю короткометражную отрасль.

Особенности и рекорды этой церемонии: ...

Академия, стремясь стимулировать выдающиеся достижения в области кинематографии из всех стран и из всех источников, ранее приветствовала НЕголливудский проект в своих списках наград, теперь же ура-патриоты были обеспокоены тем, что какой-нибудь зарубежный фильм, мог получить американскую премию и, тем самым, превзойти их самих. Например, картина покойного немецкого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау "Табу: История южных морей" предыдущего года, была снята в "Южных морях" и получила премию за Лучшую операторскую работу, что было встречено опально. Академию попросили сформулировать требования к оскаровской гонке: “За лучшее достижение в области кинематографа, награды могут присуждаться черно-белым картинам, снятых на территории Америки в нормальных производственных условиях”. Ещё можно понять ура-патриотическое требование "снятые на территории Америки", но что такое "нормальные производственные условия", объяснить не смогли бы и те люди, которые это предложили, как невозможно объяснить почему одна раса может быть лучше другой... Потому что эта формулировка, подразумевает, что в США производство "нормальное", а в других странах "какое-то неправильное".
Это, практически ксенофобское, мнение обострилось, когда исключительно французская картина Рене Клера "
Свободу нам!" попала в ряд номинируемых фильмов. И хотя франкоязычный фильм ничего не взял и был замечен всего в одной технической номинации, вышеуказанную формулировку снова предложили для рассмотрения на следующей церемонии.

Однако в последующие годы, когда настроения в отрасли повзрослели и стали менее консервативными, Академия продемонстрировала своё уважение к фильмам иностранного производства, предоставив им равные условия и статус с отечественным продуктом.

Впервые премию за Лучшую мужскую роль вручили двум актёрам.

На этой церемонии был вручён Почётный Оскар Уолту Диснею с гравировкой:

"За создание Микки Мауса".

Фильмы, которые стоит посмотреть.

1. Улыбающийся Лейтенант.

Номинация на Лучший фильм года без победы.

Очередная музыкальная комедия Эрнста Любича, которая за кулисами превращалась в бойню и страдания.

Две ещё не самые известные, но крайне талантливые актрисы, вечно спорили между собой и настаивали, чтобы Любич снимал их с одинаково ракурса, дабы не выделять никого более выгодно. Режиссёру этот спор нравился, потому что такое поведение было свойственно и их героиням. Эти две актрисы: Клодетт Кольберт и Мириам Хопкинс, которые ещё проявят себя, как одни из лучших актрис 30-х годов.

Вторая проблема: Морис Шевалье, актёр сотрудничавший с Любичем в общей сложности 7 раз, говорил, что участие в этом фильме было механическим или техническим, но точно не живым и настоящим. В самый разгар съёмок комедийного фильма, у него скончалась мать. Именно поэтому игра была проложена теми же штампами, что и прежде. Искать в себе новые резервы для ещё большего раскрытия таланта, было неоткуда...

Но это закулисье и ещё несколько проектов режиссёра, не помешали снискать любовь публики и стать самым кассовым фильмом года у Парамаунт. В "Нью-Йорк Таймс" писали, что эта картина на одном уровне с фильмом Чаплина "Огни большого города" и "Табу" Мурнау.

И фильм мог вызвать ещё больший ажиотаж, но это было бы невозможно, учитывая то, что на третьей церемонии Оскар фильм "Парад Любви" того же Любича с тем же актёром в главной роли, имел аж 6 номинаций (правда также без победы), а "Улыбающийся Лейтенант", конечно, не хуже, но явно следует по той же формуле успеха. Тем не менее, с точки зрения работы со звуком, "Парад Любви" уступает во всём и, как отмечали критики, выглядит уже не таким современным, хотя прошло всего пару лет.
Единственное кардинальное отличие в картинах — это переворачивание сюжета. Как правило, в любовном треугольнике, мужчина уходит к той девушке, к которой мы проявляем больше симпатии, но у Любича именно эта девушка помогает другой "неправильной" заполучить мужчину. Таким образом, весь юмор строится на том, что "не та девушка получает мужчину".

2. Один час с тобой.

Номинация на Лучший фильм года без победы.

Вокруг создания этого фильма также были проблемы.

Эрнст Любич полностью подготовил фильм к съёмкам, но в самом процессе участвовать не мог, так как заканчивал снимать антивоенную драму "Человек, которого я убил". Тогда было принято решение посадить на режиссёрское кресло Джорджа Кьюкора, на которого то и дело жаловался Морис Шевалье. Эрнст Любич, когда увидел во что превратили его фильм, подал в суд на Кьюкора, в результате которого был бы принят вердикт убрать его имя из титров. Кьюкор выиграл дело, но, увы, фильм уже был в прокате.

"Прикосновение Любича", тем не менее, присутствует и здесь. На примере этой картины можно увидеть, что голливудская студийная система работала, как часы. Подготовкой занимался Любич, но съёмка Кьюкора не изменила замысел и выходной продукт. Студии в Голливуде работали так, что от перестановки режиссёров в режиссёрском кресле, смысл, структура и атмосфера фильмов не менялись. По крайней мере, в общих чертах... И тем престижнее осознавать, что два фильма Эрнста Любича стали номинантами в главной категории.

3. Сколько стоит Голливуд?

Номинация на Лучший оригинальный сюжет без победы.

Джорджу Кьюкору, надо сказать, было намного интереснее заниматься своим проектом, а не Любичевским.

Фильм, породивший такой ремейковый конвейер, как "Звезда Родилась". Именно на основе фильма "Какова цена Голливуда?" появились ещё четыре фильма "Звезда Родилась" в 1937, 1954, 1976 и 2018 годах. Каждый из них не оставлял равнодушными академиков и заглядывал на Оскар в самых разных категориях.

Именно этот фильм породил любовь членов Академии к фильмам категории "кино о кино". "Последний приказ" тоже охватывает малую толику закулисья, но не является центральной сюжетной составляющей, которая, к тому же показывает Голливуд с нелицеприятной стороны.

Закулисные жизни, интриги, путь к успеху, искушения и провалы... Всё это не только имело успех у критиков, но ещё больший у простых смертных, которые знали о жизнях кинозвёзд только из глянцевых журналов. Тут же показывается изнанка Голливуда, частично основанная на реальных событиях актрисы Коллен Мур и её мужа продюсера Джона МакКормика, страдающего алкоголизмом, и режиссёра Тома Формана, расставшегося с жизнь через суицид.

Главную роль в фильме играет Констанс Беннет, которая называла съёмки этого фильма своими любимыми. Органичная, как луч солнца, падающий на ее прекрасное лицо. Простая и изумительная, но даже не номинированная на Оскар за Лучшую женскую роль, что вызывало вопросы у прессы, когда были оглашены номинанты. Вопросы так и остались без ответа...

4. Свободу Нам!

Номинация в категории Лучший художник-постановщик. Без победы.

Крайне редкое явление, когда НЕамериканский фильм на что-то номинируются. Даже в нынешнем веке в процентном соотношении, это не самое частая практика, а уж в начале 30-х, это вообще мистика. Уже были номинированы немецкие фильмы, начиная с первой церемонии, был даже фильм американо-сиамского производства, но география номинантов ширится и фильм французского мастера Рене Клера не оставили без номинации.

Фильм сатирическим образом сопоставляет работу на заводах с пребыванием в тюрьме, из которой два друга пытаются сбежать.

В то время, когда безработных в стране только по официальным цифрам около 14 миллионов, этот фильм из сатиры превращается в социальную драму. Если ты не работаешь, то это чревато даже смертью, но если работаешь, то за гроши, которых не хватит на ту счастливую жизнь, показанную в голливудских картинах. Французский фильм наоборот демонстрирует, что необязательно быть героем крупнобюджетного мюзикла, чтобы быть счастливой кинозвездой. Песня может родиться из цветка или целой цветочной поляны, дуновения ветра или просто предвкушения свободы на фоне вечной дружбы, не знающей пределов.

Номинацию на Лучшего художника-постановщика принесли не только антиутопические декорации, но и конкретно сцена с конвейерной лентой. После выхода Чаплиновского фильма "Новые Времена" в 1936 году, разразился судебный скандал со стороны студии: Чаплина обвинили в плагиате. Сам же Чарли Чаплин отрицал сходства и говорил, что даже не видел фильм Рене Клера или любой другой с их студии. Французский режиссёр был более тактичным и не участвовал в этих судебных обвинениях. Он выражал скорее смущение, поскольку восхищался Чаплином, перед которым, по его словам, все кинематографисты в долгу и неоднократно добавлял, что для него было бы честью, если хотя бы один из его фильмов вдохновил великого Чарли Чаплина.

5. Пять Последних Звёзд.

Номинация на Лучший фильм года без победы.

Фильм, вошедший в десятку лучших фильмов 1931 года.

Это был мудрый продюсерский ход совместить Эдварда Г. Робинсона, прославившегося в первом звуковом гангстерском фильме "Маленький Цезарь" и Бориса Карлофа в своём хите "Франкенштейн". Также жертву прессы тут играет Мэрион Марш, сыгравшая в фильме ужасов "Свенгали". То есть, актёрский состав состоит из преимущественно отрицательных ролей, от появления которых уже веет мрачной атмосферой, несущей за собой не менее мрачную историю.

В этой картине, где газеты разрушают частную жизнь одной семьи, крайне интересно экспериментируют с монтажём, решая телефонный разговор трёх линий через полиэкран.
Актуальный фильм, где вместо газет можно подставить в принципе всё СМИ и понять, что мир вообще не изменился. На вопрос зачем вы убили моих родителей, ответом будет "сенсация", но созданная исключительно посредством убийства этих невинных людей. А что потом происходит с "сенсацией"? Эту газету смывает водой прямиком в сточную канаву и она забудется, пока не произойдёт новая "сенсация".
Но вот смерть близких, водой никогда не смоешь.

6. Чемпион.

2 номинации: Лучший фильм, Лучшая режиссура.
2 победы: Лучшая мужская роль и Лучший оригинальный сюжет.

Академики уже просто не могли игнорировать Уоллеса Бири, который снимался в каждом втором фильме, номинированном на Оскар в какой-нибудь категории и решили наконец наградить его лично статуэткой за Лучшую мужскую роль. Также статуэтку отхватила сценаристка Фрэнсис Мэрион, у которой уже был Оскар за сценарий к фильму "Казённый Дом" с тем же Уоллесом Бири в главной роли.

Не в чистом виде, но всё же спортивная драма, где бывший чемпион в тяжёлом весе сводит концы с концами, чтобы позаботиться о своём сыне, которого играет девятилетняя звезда Джеки Купер, уже успевший номинироваться на Оскар за Лучшую мужскую роль на прошлой церемонии в фильме "Скиппи".

Вскоре после этого фильма, Бири подписал контракт с MGM, в котором указывалось, что он получает на один доллар больше, чем любой другой актёр на съёмочной площадке, что по факту делает его самым высокооплачиваемым актёром в мире. Картина также сделала девятилетнего Джеки Купера первой детской звездой 30-х годов, которые были крайне щедры на актёров детей. Конечно, у Джеки Купера был до этого хит "Скиппи", но именно "Чемпион" показал, что этот успех не случайность, а следствие большого таланта.

Фильм оказал колоссальное влияние и на мировой кинематограф в этом жанре. В дальнейшем, почти любой фильм, в котором взрослый актёр играет в паре с ребёнком, будет неизбежно сравниваться с формулой "Чемпиона".

7. Доктор Джекилл и Мистер Хайд.

2 номинации: Лучший адаптированный сценарий, Лучшая операторская работа.
Победа за Лучшую мужскую роль.

Правила Академии гласили, что дублирующие награды должны были вручаться, когда какой-либо претендент набирал менее трёх голосов от победителя в окончательном голосовании, и Уоллес Бири за свою игру в "Чемпионе" получил всего на один голос меньше, чем Фредрик Марч, сыгравший главную роль в картине "Доктор Джекил и мистер Хайд", так что оба официально разделили звание — Лучшие актёры года. Позже правила были изменены таким образом, что объявляется ничья только тогда, когда кандидаты получают равное количество окончательных голосов.

Фредерик Марч, который сыграл сразу двух персонажей в фильме также получил приз за Лучшую мужскую роль на первом Венецианском Кинофестивале, устроенным фашистами. Более того, эта картина была фильмом открытием фестиваля. И что добавить к тому, что к бесподобности игры Фредерика Марча он неузнаваем в роли Хайда. Лучшая роль не только в этом году, но и во всей карьере Фредерика Марча.

«Доктор Джекилл и мистер Хайд» — один из первых в мировом кинематографе фильм ужасов, который также стал классикой жанра и подарил последователям множество оригинальных приемов для съёмок. Это также один из лучших классических фильмов ужасов в принципе, который не будет церемонится со зрителем и намекать на какой-либо хэппиенд, что крайне необычно для Голливуда того времени. Открыто дышащий сексом фильм, который плевать хотел на, пускай не гласный, но сформировавшийся кодекс Хейса. Во много это благодаря режиссуре и смелости Мириам Хопкинс, чей образ был крайне сексуализирован, что также несвойственно, скажем, для классических фильмом ужасов того времени.
Если бы этот фильм сняли в Италии, то его жанр был бы "джалло" за долго до его появления.

Игра Мириам Хопкинс это доказательство того, что Академии не хватало номинации на Лучшую роль второго плана. Отметить её в главной категории, значит дать шанс, изначально обречённый на проигрыш, но не дать вовсе, означал бы позор для репутации Академии, тогда как Лучшая роль второго плана исправила бы ситуацию и, скорее всего, не оставила бы актрису без статуэтки.
"
Доктор Джекилл и Мистер Хайд" был серьёзным хотя и единственным ответом фильмам Юнивёрсал типа "Франкенштейн" или "Дракула" такого масштаба.

Возможно, лучшая экранизация одноимённой книги.

8. Шанхайский Экспресс.

Две номинации: Лучший фильм, Лучшая режиссура.
Одна победа: Лучшая операторская работа.

И хотя "Доктор Джекилл и Мистер Хайд" может похвастаться выдающейся, даже новаторской операторской работой, она не сравниться с восточной картинкой безупречной красоты в остросюжетной мелодраме, в которой хронометраж по большей части растянут долгими крупными планами небожительницы Марлен Дитрих. И грех ли жаловаться, когда глаз от экрана в эти моменты просто не оторвать?
Игра света и тени, помещённая в движущийся поезд, где среди ширм и жалюзи в мехах блуждает одна из самых красивых женщин на свете — это клад для талантливого оператора, который успел изучить всю прелесть лица Дитрих ещё в фильме "
Марокко".

Немецкая дива здесь прекрасна, как и везде в фильмах Штернберга. Это их четвёртый совместный проект из семи.

9. Грех Мадлон Клоде.

Одна номинация и победа за Лучшую женскую роль.

Душещипательная история, в которой героиня Хелен Хейз после выхода из тюрьмы делает всё возможное ради своего сына, который рос без неё. Она идёт на воровство и проституцию, чтобы заплатить за его учёбу, оправдывая само наличие этих денег тем, что это наследство от его якобы умершей матери...

Мыльная опера, но невероятно сильная, благодаря выдающейся актёрской работе. Без каких-либо других номинаций, этот фильм показывает, что может быть выдающимся в первую очередь благодаря актёрской игре.

Хелен Хейз смогла обойти Мари Дресслер, номинируемую во второй раз подряд за фильм "Эмма", а ведь до Уоллеса Бири именно она считалась самой высокооплачиваемой актрисой в мире. Фильм "Эмма" также собрал в кассе в несколько раз больше и занял третье место самых кассовых в 1932 году. Возможно, что на выбор академиков повлияла победа Дресслер в прошлом году и повторяться было бы не этично по отношению к настоящей прорывной игре Хелен Хейз.

10. Гранд-Отель.

Одна номинация и одна победа: Лучший фильм года.

И таким образом, это оскаровский рекорд, когда фильм стал Лучшим, не имея других номинаций.

Статуэтку за Лучший фильм года получает продюсер и это один из лучших чисто продюсерских фильмов в мире, где все: режиссёр, актёры, сценаристы и художники подвластны одному человеку. Ирвинг Тальберг был этим человеком и посадил в режиссёрское кресло "женского режиссёра" — Эдмунда Гулдинга, который работал с такими актрисами, как Глория Свенсон, Джин Харлоу, Нэнси Кэрролл и другими... На этот раз ставки возросли за счёт того, что звёзд на один фильм, было шесть, а не один-два, как было принято в голливудской практике!
Фильм стал прорывом в кинематографе, но по большей части в плане рекламной кампании. Только представьте себе главных звёзд, половина из которых уже имеет Оскар или номинацию, в одном фильме! Все помещены в одну красивейшую локацию в стиле ар-деко и все актёры равнозначны в своих ролях. Сейчас себе представить фильм со звёздным составом крайне легко, но для 1932 года это было первым и сильнейшим рекламным ходом в истории, да и художественным тоже, потому что каждый сыграл бесподобно.

Фильм гениален по своей структуре, режиссуре и актёрской игре. При довольно печальном финале, фильм делает акцент на жизни. Когда умирает один из героев, у эпизодического персонажа рождается ребёнок и этим заканчивается фильм.
Этот гениальный приём, помещённый в локацию и рамки берлинского гранд-отеля, где априори, как говорит главный администратор "люди приходят и уходят", то есть, рождаются и умирают, но вокруг "ничего не меняется". Именно за счет рождения ребёнка, которое на сюжет вообще никак не влияет, хочется жить после просмотра этого фильма, который занял пятое место среди самых кассовых фильмов года.

В этом фильме сложно выделить сценарий или режиссуру по отдельности. Ещё труднее отметить какую-то актёрскую игру среди всех этих звёзд. Но этот продюсерский фильм собрал всё воедино настолько гармонично и идеально, что невольно назовёшь этот фильм Лучшим, а его продюсера — великим автором от кино.

Может, если рассматривать картины по отдельности, то игра Фредерика Марча, безусловно Лучшая в фильме "Доктор Джекилл и Мистер Хайд", нежели, скажем, Лайонела Бэрримора в "Гранд-Отеле", а оператор достиг пика в этой деятельности именно в фильме "Шанхайский Экспресс". Но если смотреть на все эти фильмы глобально, то понимаешь, что абсолютно гениальная картина "Гранд-Отель" без других номинаций, породившая целый жанр "отельных фильмов", и правда, можно назвать лучшим из всех в этом году.
Потому что Лучший фильм года — это когда все качества свойственные этому слову собрались воедино в одном фильме. И "
Гранд-Отель" это доказал.

Итоги: ...

Увеличивается количество номинаций и соответственно членов Академии, тем досаднее упущение, что ни один из них не обратил внимание на "Огни большого города" Чарли Чаплина, занявшего первое место среди кассовых фильмов 1931 года. Возможно, это связано с тем, что немые фильмы сознательно избегались академиками, из-за предубеждений о том, что немые фильмы — пережиток прошлого.
Оскар за Лучший звук опять получил не конкретный фильм, а компания Paramount. Лауреат Лучшего художника-постановщика "
Трансатлантический Корабль" в хорошем качестве и русском переводе отсутствует. Также нет перевода у фильма "Плохая Девчонка", у которого две победы: Лучший режиссёр и адаптированный сценарий. Это вторая и последняя режиссёрская статуэтка у Фрэнка Борзеги. Первая была на первой церемонии за фильм "Седьмое Небо". Лучшей короткометражной комедией стал, наполненный гэгами, "Music Box". А Лучшая новаторская короткометражка "Схватка с рыбой-меч" нигде не была найдена, хотя описание сюжета интригует. Уолт Дисней, хоть и получил Почётный Оскар за создание Микки Мауса, был также номинирован за два своих анимационных короткометражных фильма: "Микки Маус и сироты" и "Цветы и деревья". За последний он и получил сразу ещё один Оскар вместе с Почётным.

Видео монтаж победителей и некоторых номинантов.

Фильмы в ролике: 00.00 "Гранд-Отель".
0:13. "Пять Последних Звёзд".
0:15. (Справа) "Чемпион".
0:19. (Справа) "Шанхайский Экспресс".
0:26. (По середине) "Доктор Джекилл и Мистер Хайд".
0:55. (По середине) "Улыбающийся Лейтенант".
0:55. (Справа) "Плохая Девчонка".
1:08. (Справа) "Один час с тобой".
1:13. (По середине) "Сколько стоит Голливуд?".
1:13. (Слева) "Доктор Эрроусмит".
1:26. (Справа) "Свободу нам!".
1:30. (По середине) "Грех Мадлон Клоде".
1:50. "Пароход Вилли".

* * *

___________________________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

Какие фильмы из этой церемонии видели Вы? Какие Вам нравятся? Какие достойны статуэтки, а какие фильмы незаслуженно обошли стороной? Пишите в комментариях и оставляйте оскаровские лайки!

Добра и здоровья!