Сегодня стреляю себе в ногу поговорим о феномене больших перемен — метаморфоза из гадкого утенка в лебедя. Сюжет лег в основу множества фильмов, вдохновляя не одно поколение.
Почти всегда у этих историй счастливый конец. И почти всегда благодаря “превращению”. Для практикующего стилиста просто отличный аргумент, ведь это наглядное подтверждение, как значительна такая работа — купила клиентке новое платье, изменила форму бровей и вот уже жизнь играет новыми красками!
Правда в этом действительно есть: некоторые исследования подтверждают, что внешние перемены способны настроить наш мозг по-новому видеть и воспринимать себя, что запускает внутренние изменения.
И вместе с этим, большая часть таких экранных историй снабжена целым букетом неоднозначных и проблемных идей. Будем честными, разберемся.
МОМЕНТ №1: Кто меняется? Почти всегда... женщина!
Практически во всех историях “чудесных метаморфоз” меняется женщина, главная героиня.
Истории мужских трансформаций (внешности и стиля) в кино случаются гораздо реже. А если случаются, то чаще всего это последствие внутренних перемен (как например, в фильме "Во все тяжкие"), и гораздо реже с целю соответствовать общественным стандартам.
В большинстве историй метаморфоз мужчине отводится традиционная роль: [наконец!] заметить и рассмотреть героиню, уделив ей свое внимание.
Отсюда проблемный посыл многих из этих историй: для женщин (в отличие от мужчин) «страдать» за красоту нормально и даже естественно, нормально себя менять, подстраивать и трансформировать. Это культура игры в одни ворота.
*И все же, справедливости ради, вспомним здесь и редкую мужскую (возможно, вы знаете больше? поделитесь в комментариях)
МОМЕНТ №2: Какая цель метаморфозы?
В большинстве этих историй «гадкий утенок» — по сути способная и умная девушка / женщина. И если она не школьница, то часто хорошо образована и нередко успешна в карьере. И все-таки сюжет предписывает ей смену имиджа. И только после этого в жизни героини должны произойти чудесные изменения.
Не буду кривить душой, я первая скажу, что имидж имеет значение! И в личной жизни и на карьерной лестнице. Особенно если речь идет о внешнем отражении человека — характера, главных качеств, личных ценностей. Вопрос в том, насколько экранные истории трансформаций поддерживают эту идею?
Ведь если присмотреться, большинство из них нацелены не на то, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но на то, чтобы нравиться мальчикам! подогнать героиню под определенные стандарты.
Проблема есть даже в тех история, где женщины совершают внешний стильный переворот ради карьеры, как один из самых известных в «Дьявол носит Прада».
Казалось бы, модная индустрия требует этого, и стиль главной героини просто кричит о её несоответствии (и правильно делает, ибо опыт показывает, что ей действительно там не место).
Но даже в этом случае её «стильный переворот» сконцентрирован не на личности (как раз в личности ей отказывают), а на соответствии или несоответствии определенным стандартам. Например, объему талии и размеру одежды.
Со стороны все кажется очень логичным: хочешь работать и быть успешной в модной индустрии — худей соответствуй и подстраивайся. Но посмотрите на реальный мир и реальную модную индустрию, где столько успешных женщин не соответствуют никаким внешним стандартам, а вот их образы — проявление личности.
Как результат, в таких фильмах получаем второй проблемный посыл: соответствие стандартам (чьим?) и принятым (кем?) понятиям о красоте это и есть ключевой фактор к успеху, личному и профессиональному.
Такая причинно-следственная связь — по сути отказ всем в праве на разнообразие, а каждой отдельной женщине — на уникальность.
Лично мне интереснее другой сюжет: где героиня ищет свой, а не стандартный стиль, подчеркивающий её сильные качества и таланты.
*и снова для справедливости добавлю пример удачной стильной трансформации для карьеры; здесь даже несмотря на то, что образ героини становится буквально «более стандартным», классическая прическа и деловой костюм становятся отражением силы, уверенности и способностей героини.
МОМЕНТ №3: А судьи кто?
Как я уже писала в пункте №2, перемены имиджа предполагают подгонку себя под стандарты, даже если происходят к контексте работы. И если посмотреть поближе, в большинстве случаев, речь идет о том, чтобы сделать героиню более женственной или более сексуальной. При этом не задается вопрос, комфортно ли это самой героине.
Подобная мотивация для имиджевых перемен похожа на процесс дрессировки женщины. Результат превращает её в подходящий аксессуар, дополнение чьего-то мужского достоинства.
И наконец...
МОМЕНТ №4: Трансформация внешности и имиджа это просто?!
По крайней мере, такой вывод можно сделать, если посмотреть многие из этих историй. На экране, чтобы полностью изменить себя, достаточно пары минут. И даже если приблизить это к реальности, то «стильное перерождение» оказывается вопросом похода в магазин и посещения салона (ок, иногда нескольких салонов). И всё!
Откуда напрашивается вывод: если вы еще не идеальная красавица, вся проблема в...вашей лени! Ведь все это просто, легко и очень быстро решаемо. С одной стороны, есть в этом позитивное зерно — идея, что все в наших руках, достаточно лишь захотеть этого.
Что упускает подобный сюжет (и многие тв-передачи по «переделке» внешности) это тот факт, что работа над стилем это процесс. И далеко не всегда простой и быстрый. Даже с профессиональным стилистом.
На этом сегодня у меня все о теневой стороне этого феномена. Но есть у этого также сторона светлая иначе мне бы срочно пришлось менять работу
О том, что делает стильную трансформацию empowering (друзья, предложите удачные перевод этого слова), почему и какие из них мои любимые — я расскажу и покажу в следующем посте. Так что продолжение следует...
А пока расскажите, что думаете вы о таких историях превращения? Любите или нет? Может быть, если любимая? Согласны с моими аргументами или не согласны? Делитесь!