Найти тему
DECORO

Почему музейные работники «не любят» коллекционеров и есть ли для этого объективные причины

Так получилось, что в моем кругу общения есть люди, которые работают в и музеях Петербурга и коллекционеры.

На днях у меня был интересный разговор с моей знакомой-сотрудницей «Эрмитажа».

Мы с ней начали дружить не так давно и не очень глубоко знакомы с деятельностью друг друга, все больше ведём праздные разговоры. Я знаю о ней то, что из-за декретного отпуска она не работает в музее и очень переживает, что сейчас она-мама, а не хранитель экспонатов и лишена возможности заниматься своим делом.

Я, в бытность молодой мамочкой, в Эрмитаже
Я, в бытность молодой мамочкой, в Эрмитаже

Недавно, я случайно столкнулась с ней и мы разговорились, в том числе и о том, что не нужно грустить насчёт того, что сейчас все время она посвящает новорожденным детям. Специалистов ее уровня и в Эрмитаже и в других музеях мало, поэтому, когда ребёнок вырастет, она спокойно вернётся к себе в музей, к своим коллекциям, будет все также их исследовать и путешествовать по миру с выставками,

На этот разговор моя знакомая с радостью откликнулась и начала с эмоциями рассказывать о своей деятельности, в чем я ее довольно активно поддерживала.
Но меня резанул один факт из ее слов: «
мы в Эрмитаже выращиваем сотрудников из своих людей, а коллекционеры нам не нужны. Коллекционерв-такие люди, которые готовы душу продать ради какой-то картины или монетки и их специально в музей не берут на работу, слишком силён фактор воровства, ведь они увидят что-то редкое и не смогут себя сдержать ».

Если честно, сдержала себя я в руках еле-еле. Я мягко перевела разговор на то, что помнит ли она о случаях хищения в 2015 году редких литографий и гравюр именно сотрудниками Музея . О том, что в 2006 году была обнаружена нехватка 221 экспонатов Эрмитажа и в этом не были виноваты коллекционеры.

У меня довольно много знакомых из музейных кругов. И если я раньше как-то не обращала внимание на нападки музейщиков на коллекционеров, то сейчас мне стало довольно обидно за всех коллекционеров в принципе.

И если быть непредвзятым и честным, то есть следующие факты:

  1. Все музеи мира существуют за счёт коллекций частных лиц, возьмём знаменитую Третьяковскую галерею и даже коллекцию Эрмитажа, которую создавала Екатерина II. Музей Гуггенхайма, Момма и другие -все были созданы при покровительстве богатейших семей мира, и все это были частные коллекционеры.
Коллаж музеев мира
Коллаж музеев мира

2. Коллекционеры-действительно увлечённые и глубоко разбирающиеся в своей теме люди, которые смогли сохранить совершено непредсказуемые коллекции предметов.

С трудом можно учесть широту взглядов коллекционеров, ведь они собирают все: от интересных монет до фантиков конфет, гвоздей, античной скульптуры, фарфора и картин, и даже памятников архитектуры. И причём, покупают это все они на свои деньги, чаще всего собирают эту коллекцию всю свою жизнь и потом зачастую передают в дар музеям, так как понимают, что иначе коллекцию никто не увидит, а потомки не всегда смогут должным образом распорядится ценностями.

Не единичны случаи когда за свои деньги своими силами создают частный музей, коллекция экспонатов в которых не на много уступает в качестве музейным экспонатам.

Сейчас крайне популярным является музей Орлова в Ярославле, он был создан Вадимом Яковлевичем Орловым-известнейшим частным коллекционером, в коллекции которого насчитывалось более 4000 экспонатов редчайших русских фарфоровых заводов, русского и европейского серебра и литья.

В Петербурге полно частных музеев, один из моих любимых-это музей авторского фарфора и шахмат, в экспозиции которого представлено более 150 уникальных комплектов шахмат, созданных с XVIII веках и вплоть до наших дней. Это коллекция уникальной красоты и наполненности и я очень люблю там бывать.

А коллекция Александра Васильева с его невероятная количеством исторических костюмов. Причём он ее выставляет во многих музеях страны, но найти возможность сделать собственный музей у него пока нет, государство не собирается ему помогать, одна надежда на инвесторов.

3. Почти все экспонаты музеев пришли из частных коллекций или семей, аристократических или нет неважно.

Мадонна Бенуа, собрание Эрмитажа . Из семьи придворного архитектора Леонтия Бенуа. https://m.nkj.ru/archive/articles/24308/
Мадонна Бенуа, собрание Эрмитажа . Из семьи придворного архитектора Леонтия Бенуа. https://m.nkj.ru/archive/articles/24308/

Эрмитаж был когда-то создан из предметов искусства, которые Екатерина II покупала в частном порядке, Третьяковская галерея вообще была основана купцом, да и что говорить, частично собрания музеев страны наполнялись за счёт конфискованных частных собраний сразу же после революции.

Если до революции, музеи возникали цивилизовано и естественно: собрал человек коллекцию и основал музей, то после революции 26 октября 1920 года совет народных комиссаров принял указ «о сборе и продаже за границей антикварных вещей», причём Владимир Ильич при составлении этого указа считал, что отбирать сокровища у населения нужно одномоментно и быстро.

конфискация церковных ценностей , фотография из статьи https://www.pnp.ru/social/dekret-o-prodazhe-kulturnykh-cennostey-za-granicu-poyavilsya-99-let-nazad.html
конфискация церковных ценностей , фотография из статьи https://www.pnp.ru/social/dekret-o-prodazhe-kulturnykh-cennostey-za-granicu-poyavilsya-99-let-nazad.html

Все изделия из золота, находящиеся даже у частных лиц или в магазинах, мастерских, банковских сейфах становились собственностью государства и должны были быть конфискованы.

Начался оправданный государством грабеж населения, в любое время дня и ночи в любую дверь ворваться вооруженная проверка и вытащить из дома все, что могло быть ценным.

https://www.google.ru/amp/s/klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/129300/utilizirovat-po-usmotreniyu-galerei-kak-izbavlyalis-ot-ikon-v-sovetskom-soyuze/amp/
https://www.google.ru/amp/s/klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/129300/utilizirovat-po-usmotreniyu-galerei-kak-izbavlyalis-ot-ikon-v-sovetskom-soyuze/amp/

В последствии, начали конфисковать не только золото, но и другие ювелирные изделия, началось изъятие религиозных ценностей и переплавка их в обычные слитки, без сохранения их художественной ценности и все это в громадном масштабе пытались реализовать на внешнем рынке и продевалось это все крайне дёшево, так как были известны случаи, когда камни редкой красоты ювелира отказывались покупать, мотивируя это тем, что они знают, кто является истинным хозяином этих вещей.

Ну а потом, начали распродавать уже и редкие антикварные предметы, а также предметы старины и искусства, из-за этого постановления уже начали страдать и музеи и галереи.

4. Очень часто музеи выставляют в своих интерьерах частные коллекции. И несмотря на редкость коллекции, на коллекционерах лежат затраты на оборудование и организацию выставок, пусть даже речь будет идти о редкой коллекции импрессионистов или русских авангардистов.

выставка из собраний 14 коллекционеров в музее Русского импрессионизма. Фотография взята с статьи https://www.google.ru/amp/s/www.kommersant.ru/amp/4793858
выставка из собраний 14 коллекционеров в музее Русского импрессионизма. Фотография взята с статьи https://www.google.ru/amp/s/www.kommersant.ru/amp/4793858

Поэтому, мне достаточно неприятно слышать в адрес коллекционеров подобные вещи со стороны музейного сообщества. Да, никто не без греха, но, мне кажется, достаточно неуместным и неэтичным высокомерно-настороженное отношение музейных работников к коллекционерам.

Музей в том или ином виде создаётся коллекционером и по большому счету этим «коллекционером» и остаётся, так как регулярно пополняет свои собрания за бюджетный счёт или за счёт даров от частных лиц.

И, получается, что музей-это коллекционер, правда работающий на государство, а не на себя.

Высокомерное отношение к коллекционерам, по моему мнению, нелепо также, как неприязнь большого хлебозавода к маленькой пекарне.

Нежелание видеть среди сотрудников музея коллекционеров достаточно абсурдно, все равно, что опасаться, что в коммерческой фирме хороший менеджер по продажам увлечётся и вместо товара продаст всё: и мебель, и ксерокс, и туалетную бумагу и директора сдаст на органы 😂.

А вы как думаете, правы ли музейные работники, испытывающие недоверие к коллекционерам?

Спасибо вам, что осилили статью! Не забывайте подписываться на мой канал, буду рада вашим лайкам и комментариям.