Так получилось, что в моем кругу общения есть люди, которые работают в и музеях Петербурга и коллекционеры.
На днях у меня был интересный разговор с моей знакомой-сотрудницей «Эрмитажа».
Мы с ней начали дружить не так давно и не очень глубоко знакомы с деятельностью друг друга, все больше ведём праздные разговоры. Я знаю о ней то, что из-за декретного отпуска она не работает в музее и очень переживает, что сейчас она-мама, а не хранитель экспонатов и лишена возможности заниматься своим делом.
Недавно, я случайно столкнулась с ней и мы разговорились, в том числе и о том, что не нужно грустить насчёт того, что сейчас все время она посвящает новорожденным детям. Специалистов ее уровня и в Эрмитаже и в других музеях мало, поэтому, когда ребёнок вырастет, она спокойно вернётся к себе в музей, к своим коллекциям, будет все также их исследовать и путешествовать по миру с выставками,
На этот разговор моя знакомая с радостью откликнулась и начала с эмоциями рассказывать о своей деятельности, в чем я ее довольно активно поддерживала.
Но меня резанул один факт из ее слов: «мы в Эрмитаже выращиваем сотрудников из своих людей, а коллекционеры нам не нужны. Коллекционерв-такие люди, которые готовы душу продать ради какой-то картины или монетки и их специально в музей не берут на работу, слишком силён фактор воровства, ведь они увидят что-то редкое и не смогут себя сдержать ».
Если честно, сдержала себя я в руках еле-еле. Я мягко перевела разговор на то, что помнит ли она о случаях хищения в 2015 году редких литографий и гравюр именно сотрудниками Музея . О том, что в 2006 году была обнаружена нехватка 221 экспонатов Эрмитажа и в этом не были виноваты коллекционеры.
У меня довольно много знакомых из музейных кругов. И если я раньше как-то не обращала внимание на нападки музейщиков на коллекционеров, то сейчас мне стало довольно обидно за всех коллекционеров в принципе.
И если быть непредвзятым и честным, то есть следующие факты:
- Все музеи мира существуют за счёт коллекций частных лиц, возьмём знаменитую Третьяковскую галерею и даже коллекцию Эрмитажа, которую создавала Екатерина II. Музей Гуггенхайма, Момма и другие -все были созданы при покровительстве богатейших семей мира, и все это были частные коллекционеры.
2. Коллекционеры-действительно увлечённые и глубоко разбирающиеся в своей теме люди, которые смогли сохранить совершено непредсказуемые коллекции предметов.
С трудом можно учесть широту взглядов коллекционеров, ведь они собирают все: от интересных монет до фантиков конфет, гвоздей, античной скульптуры, фарфора и картин, и даже памятников архитектуры. И причём, покупают это все они на свои деньги, чаще всего собирают эту коллекцию всю свою жизнь и потом зачастую передают в дар музеям, так как понимают, что иначе коллекцию никто не увидит, а потомки не всегда смогут должным образом распорядится ценностями.
Не единичны случаи когда за свои деньги своими силами создают частный музей, коллекция экспонатов в которых не на много уступает в качестве музейным экспонатам.
Сейчас крайне популярным является музей Орлова в Ярославле, он был создан Вадимом Яковлевичем Орловым-известнейшим частным коллекционером, в коллекции которого насчитывалось более 4000 экспонатов редчайших русских фарфоровых заводов, русского и европейского серебра и литья.
В Петербурге полно частных музеев, один из моих любимых-это музей авторского фарфора и шахмат, в экспозиции которого представлено более 150 уникальных комплектов шахмат, созданных с XVIII веках и вплоть до наших дней. Это коллекция уникальной красоты и наполненности и я очень люблю там бывать.
А коллекция Александра Васильева с его невероятная количеством исторических костюмов. Причём он ее выставляет во многих музеях страны, но найти возможность сделать собственный музей у него пока нет, государство не собирается ему помогать, одна надежда на инвесторов.
3. Почти все экспонаты музеев пришли из частных коллекций или семей, аристократических или нет неважно.
Эрмитаж был когда-то создан из предметов искусства, которые Екатерина II покупала в частном порядке, Третьяковская галерея вообще была основана купцом, да и что говорить, частично собрания музеев страны наполнялись за счёт конфискованных частных собраний сразу же после революции.
Если до революции, музеи возникали цивилизовано и естественно: собрал человек коллекцию и основал музей, то после революции 26 октября 1920 года совет народных комиссаров принял указ «о сборе и продаже за границей антикварных вещей», причём Владимир Ильич при составлении этого указа считал, что отбирать сокровища у населения нужно одномоментно и быстро.
Все изделия из золота, находящиеся даже у частных лиц или в магазинах, мастерских, банковских сейфах становились собственностью государства и должны были быть конфискованы.
Начался оправданный государством грабеж населения, в любое время дня и ночи в любую дверь ворваться вооруженная проверка и вытащить из дома все, что могло быть ценным.
В последствии, начали конфисковать не только золото, но и другие ювелирные изделия, началось изъятие религиозных ценностей и переплавка их в обычные слитки, без сохранения их художественной ценности и все это в громадном масштабе пытались реализовать на внешнем рынке и продевалось это все крайне дёшево, так как были известны случаи, когда камни редкой красоты ювелира отказывались покупать, мотивируя это тем, что они знают, кто является истинным хозяином этих вещей.
Ну а потом, начали распродавать уже и редкие антикварные предметы, а также предметы старины и искусства, из-за этого постановления уже начали страдать и музеи и галереи.
4. Очень часто музеи выставляют в своих интерьерах частные коллекции. И несмотря на редкость коллекции, на коллекционерах лежат затраты на оборудование и организацию выставок, пусть даже речь будет идти о редкой коллекции импрессионистов или русских авангардистов.
Поэтому, мне достаточно неприятно слышать в адрес коллекционеров подобные вещи со стороны музейного сообщества. Да, никто не без греха, но, мне кажется, достаточно неуместным и неэтичным высокомерно-настороженное отношение музейных работников к коллекционерам.
Музей в том или ином виде создаётся коллекционером и по большому счету этим «коллекционером» и остаётся, так как регулярно пополняет свои собрания за бюджетный счёт или за счёт даров от частных лиц.
И, получается, что музей-это коллекционер, правда работающий на государство, а не на себя.
Высокомерное отношение к коллекционерам, по моему мнению, нелепо также, как неприязнь большого хлебозавода к маленькой пекарне.
Нежелание видеть среди сотрудников музея коллекционеров достаточно абсурдно, все равно, что опасаться, что в коммерческой фирме хороший менеджер по продажам увлечётся и вместо товара продаст всё: и мебель, и ксерокс, и туалетную бумагу и директора сдаст на органы 😂.
А вы как думаете, правы ли музейные работники, испытывающие недоверие к коллекционерам?
Спасибо вам, что осилили статью! Не забывайте подписываться на мой канал, буду рада вашим лайкам и комментариям.