Найти в Дзене

Вторжение Запада на Русь. Начало.

В статье «Русские былины и Куликовская битва» был сделан вывод о том, что вторжение войск Мамая представляло собой военный поход Запада для завоевания Руси. Безусловно, делать такой вывод опираясь только на Былины, нельзя. Информация, которая почерпнута в этой Истории, рассказанной народом (Былинах), является поводом, чтобы попытаться разобраться в событиях того времени, не находясь при этом в плену выводов, сделанных официальной наукой. Итак, «на улице» 1274 год. Проходит второй Лионский собор, на котором рассматривается вопрос о заключении унии с православной церковью. На этом соборе присутствует посланец черниговских Всеволодовичей игумен Пётр Акерович. Галицкие князья ведут свои интенсивные и прямые контакты с папством, рассчитывая на поддержку. О какой поддержке вообще может идти речь? Причём тут католическая церковь и территории, на которых, как нам говорят, возникло православие? Дело в том, что территория всей западной Украины, как и сам Киев, в это время уже находились в сфере

В статье «Русские былины и Куликовская битва» был сделан вывод о том, что вторжение войск Мамая представляло собой военный поход Запада для завоевания Руси.

Безусловно, делать такой вывод опираясь только на Былины, нельзя. Информация, которая почерпнута в этой Истории, рассказанной народом (Былинах), является поводом, чтобы попытаться разобраться в событиях того времени, не находясь при этом в плену выводов, сделанных официальной наукой.

Итак, «на улице» 1274 год. Проходит второй Лионский собор, на котором рассматривается вопрос о заключении унии с православной церковью.

На этом соборе присутствует посланец черниговских Всеволодовичей игумен Пётр Акерович. Галицкие князья ведут свои интенсивные и прямые контакты с папством, рассчитывая на поддержку. О какой поддержке вообще может идти речь? Причём тут католическая церковь и территории, на которых, как нам говорят, возникло православие?

Дело в том, что территория всей западной Украины, как и сам Киев, в это время уже находились в сфере интересов католической церкви, а правившие там князья уже давно были интегрированы в латинский Запад.

На территории Киевской Руси находятся латинские посланники. Например, Иаков-римлянин, посвящённый в сан «епископа русского» папой Григорием ІХ с оговоркой: «без постоянной кафедры». В Риме в это время состоялась канонизация Яцека Одроводжа, за миссионерские подвиги объявленного ни много ни мало «апостолом Руси». Нельзя не вспомнить появившегося позже и Исидора Киевского, митрополита Киевского и всея Руси, папского легата Евгения IV на землях Руси, Литвы, Польши и Ливонии, активного сторонника унии с Римской католической церковью.

Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Миниатюра из Лицевого летописного свода.

А как он мог не быть сторонником унии с Римской католической церковью, если сам он происходил из знатного римского рода Колонна. После смерти в Риме, похоронен в соборе Святого Петра.

Обратите внимание на герб.

-3

Представитель этого рода Оддоне Колонна, был избран Папой Римским, под именем Мартин V (1417-1431 годы).

Римский Папа Мартин V
Римский Папа Мартин V

Начиная с XII века католические папы возглавили экспансию на Восток. Под её знамёнами шло продвижение венецианцев и генуэзцев, чьи торговые интересы устремлялись в Чёрное и Азовское моря. Религиозное и экономическое проникновение шло рука об руку.

Экспансия, как экономическая, так и духовная, проходили достаточно успешно. Данные территории были включены в орбиту западной торговли. Подтверждением этому являются находки римских монет на данной территории. Таких кладов на территории Украины, найдено более 1000.

места находок "древнеримских" монет
места находок "древнеримских" монет

Это находки монет в Киеве.

-6

Точно в такой же ситуации находится и соседняя Великая Литва. Она также находилась в орбите католического влияния, которое местные правители вначале уравновешивали связями с Константинополем, с Русью.

Однако в ХІV веке ситуация изменилась. Подталкиваемая и всячески поддерживаемая католическими папами, Великая Литва предприняла попытки силой оружия подчинить себе ресурсы обширных регионов Руси. Начало решительных военных действий связано с великим литовским князем Ольгердом.

Воображаемый портрет Ольгерда. Гравюра из «Описания Европейской Сарматии», 1578.
Воображаемый портрет Ольгерда. Гравюра из «Описания Европейской Сарматии», 1578.

Именно он в 1368 году предпринял поход на Москву, вошедший в историю под названием «первая литовщина». 21 ноября 1368 года в битве на реке Тросна Ольгерд разбил сторожевой московский полк; все князья, бояре и воеводы погибли. Это событие произвело неизгладимое впечатление на людей того времени. Разграблялись и жглись селения, посады, церкви, уничтожалось мирное население. Карамзин по этому поводу писал, что Ольгерд «свирепствовал, как лев, не уступая в жестокости монголам».

Великий князь Московский Дмитрий Иванович рассылает грамоты по русским городам для объединения сил против войск Ольгерда 1368 г. Миниатюра из Лицевого свода.
Великий князь Московский Дмитрий Иванович рассылает грамоты по русским городам для объединения сил против войск Ольгерда 1368 г. Миниатюра из Лицевого свода.

В 1370 году состоялся второй поход, а в 1372 году третий. Однако Ольгерду не удалось разгромить Дмитрия Ивановича, хотя многие города и территории были захвачены и разграблены, жители убиты. В одном городе он казнил 500 человек местного населения в наказание за убийство семи францисканских монахов, усиленно трудившихся на миссионерской ниве. Поэтому не вызывает большого удивления, что термин «поганые» у наших предков соотносился с Литвой, с выходцами оттуда.

Далее военная активность Ольгерда стала спадать. Этому способствовало много факторов. Это и отчаянное сопротивление Дмитрия Ивановича, нанёсшего ряд поражений вторгшимся войскам, отсутствие у Ольгерда необходимых военных ресурсов, которые смогли бы нанести решающее военное поражение русским войскам, да и то, что сам Ольгерд находился уже в преклонном возрасте.

В Европе ещё до его кончины, последовавшей в 1377 году, осознали, что Ольгерду не удастся подчинить себе Русь. Однако ряд побед, одержанных его войсками давали основание считать, что достичь желаемого результата военным путём можно. Для этого необходимо только основательно подготовиться.

И вот тогда был разработан новый план. На этом этапе в истории и появляется фигура татарского темника Мамая.

После смерти Ольгерда генуэзцы снарядили военный поход. Во главе похода был поставлен Мамай, выступавший в качестве военного организатора, главнокомандующего этого предприятия.

Темник Мамай, откровенно прозападный ставленник, стал инструментом в руках генуэзцев, о которых с такой неохотой упоминают русские летописи. Нанятые кочевники, генуэзская пехота, стали ядром войска. Основательно подготовившись, Мамай выступил к Москве. Привлекли и литовского князя Ягайло, который жаждал продолжить дело Ольгерда.

Итальянская торговая республика в тот период стремилась закрепиться гораздо далее Причерноморья и Приазовья. И сделать это планировали в кратчайшие сроки.

Цель генуэзцев, а в её лице и всего Запада - установление контроля над водными магистральными путями, природными ресурсами Руси, вовлечение её огромных территорий в западный экономический и духовный проект.

Именно поэтому столкновение с великим князем Дмитрием было неизбежным.

Военный поход Мамая – это способ реализации продуманного плана по расширению границ подконтрольных Западу территорий. По сути, это была первая объединённая европейская армия, перед которой стояла задача захватить Русь.

Кульминацией этого первого военного похода коллективной Европы против Руси и стала Куликовская битва.

-9

После поражения, Мамай в скором времени оказался там, где и должен был оказаться, — в генуэзской столице в Крыму, городе Каффа (ныне Феодосия). Здесь от ненужного союзника, провалившего задуманное предприятие, просто избавились, придушив в одну из прекрасных крымских ночей. Стереть из памяти Мамаево побоище было сложно, а потому его элегантно перекрасили в искомые татарские тона, аккуратно замазав западные уши.

Однако московская победа не защитила Русь от попыток Запада добиться намеченных целей. На смену получившим отпор генуэзцам вновь ринулись поляки и немцы, надеявшиеся быть более удачливыми.

В 1386 году происходит знаковое событие: Литва заключает унию с Польшей, закреплённую браком Ягайло, ставшего Владиславом, и польской королевы Ядвиги. Эта династическая комбинация не только нарастила вес Литвы, но и создала манёвр для двоюродного брата Ягайло -Витовта, одевшего польскую корону.

Великий князь литовский Витовт
Великий князь литовский Витовт

Отныне он специализируется на борьбе с Москвой. Заметим, Витовт хорошо усвоил уроки Ольгерда с Мамаем и уже не надеялся только на военную силу.

Для решения задачи по подчинению себе ресурсов обширных регионов Руси разрабатывается очередной план........

О том, что произошло дальше, читайте в статье "Вторжение Запада на Русь. Смена тактики"

На канале "Семь Заветных Струн" вы найдёте другие публикации о нашем прошлом. Читайте, вам будет над чем задуматься.