Ребенок, как губка впитывает всю информацию вокруг, поэтому именно родители являются первым примером решения проблем и преодоления сложных жизненных ситуаций.
Кроме примера в поведении, необходимо разговаривать с ребенком и вместе с ним разбирать ситуацию, эмоции и действия.
Одним из наиболее эффективных сценариев, подходящих большинству детей является обозначенный ниже в статье.
Помните по своему опыту: нравоучения бессмысленны. Как Вы, так и ребенок, их не слышите или они отталкивают.
1. Проблемы- это внешнее. Проблема не в самом ребенке, как в человеке, а в действии или ситуации. Замените "у тебя руки дырявые", на "попробуй другим, вот этим, инструментом и вот так"- покажите и дайте попробовать еще раз. Работайте над фактическими ошибками.
Ребенок научится дистанцироваться от проблемы, рассматривая с разных сторон. Это позволит ему видеть настоящую причину и решить, не впадая в обвинения себя или родителей.
2. Стабильность в решении сложных вопросов. Формирование привычки не сдаваться при первой неудачной попытке, учиться преодолевать страх, искать решение и решать. Мы можем научить детей идентифицировать источник проблемы и дать время на то, чтобы дистанцироваться от неё и решить.
Когда возникает проблема, во время похода к стоматологу, публичного выступления- создавать образы, вспоминать приятное, расслабляться или собираться в меру, тем самым уменьшая беспокойство и направлять работу мозга на выступление, преимущества, а не на факт страха.
3. Как решаются проблемы в реальной жизни.
Покажите, рассмотрите в диалоге шаги по решению проблемы:
- в чем причина проблемы или ряд причин,
- какие варианты решения могут быть,
- сравните варианты решения и к чему каждое приведет. Выбрать тот, который размышлениями посчитаете оптимальным.
- приступать к решению и смотреть, что происходит: как решается вопрос, нужно ли внести корректировки, хвалить и подбадривать за шаги при решении.
4. Сосредоточить внимание на поиске истинной причины. Без обвинений, без перехода на личности.
Случилось действие (не выучил уроки), за которой последовала проблема (двойка), из чего мы должны сделать выводы, найти варианты решения (улучшения оценки) и понять, как не допустить или минимизировать такое в дальнейшем.
Спросите ребенка, как он себя чувствовал, когда ему поставили двойку, не ругая. Какие именно эмоции пережил? (Помните, Вы тоже получали?)) Поддержите его- ему сейчас плохо. Желал бы сам повторения тех эмоций, а что он чувствует, когда за свои усилия получает высокую оценку? Какие эмоции ему больше нравятся?
Существуют различные психологические техники и стратегии, которые позволяют ребенку стабильно справляться с критичными для него ситуациями, но начало всегда- семья.) Начинайте с себя.
Тепла Вам и поддержка от нас! 😊