«Пищеблок», стартовавший на КиноПоиск HD, хорош почти во всем. Это то, о чем мечтали российские любители кино еще с конца 80-х, посещая видеосалоны с экранизациями Стивена Кинга – хотелось увидеть на экране наше, уходящее корнями в пионерлагерные страшилки.
И дело не только в Стивене Кинге и страшилках. Миллионы молодых людей в России с 80-х мечтали посмотреть, например, «Голубятню на Желтой поляне» Владислава Крапивина. Чтобы и жуткая готика, и дружба, и последнее лето детства. Это не было больше трех десятков лет! Школьникам тех времен сейчас под полтинник. И вот, кажется, дожили.
Правда, через кучу лет, в уже новой и антисоветской по своей сути стране пионерлагерная эстетика, пропущенная через роман Алексея Иванова, напиталась постмодерн-иронией, не для всех приятной. Пионерский галстук тут служит оберегом для вампиров, да и коллективизм замешан на крови. Что поделаешь. В такие времена живем.
Ах, да. Сюжет строится вокруг интеллигентного и рассудительного выпускника 5 класса Валерки, который олимпийским летом 1980 года расследует проделки вампиров в лагере «Буревестник». Второй протагонист – вожатый Игорь, романтик, ценитель западной рок-музыки, влюбленный в вожатую Веронику. У обоих парней есть подходящие по возрасту соперники. Кроме основного сюжета нас будут бодрить и веселить короткие экранизации лагерных страшилок.
Алексей Иванов 1969 г.р. со знанием дела передает пионерлагерную эстетику. Тут все точно: дележ кроватей в палате, утренняя чистка зубов у бесконечного умывальника, ночное намазывание пастой, домики из простыни в кровати, легенды о местных, ночные вылазки в окно, кружки и секции. Разве что утреннего «десанта» на уборку шишек я пока не увидел.
Молодой режиссер Святослав Подгаевский (1983 г.р.) аккуратно смешивает все это с эстетикой хоррора 80-х, детско-юношеских ужастиков Кинга и современного кино, ностальгирующего по 80-м.
Получается гармонично. В этом ретро гораздо больше жизни, чем в современном кино «Яга. Кошмар тёмного леса» того же Подгаевского, которая тоже близка к «подростковой» готике Брэдбери и Кинга.
Кроме того, что тут все замечательно с актерами – от юного Петра Натарова до ветерана Сергея Шакурова, мы снова увидим Игоря Хрипунова, завсегдатая фильмов Подгаевского, сыгравшего уже около десятка ролей в хоррорах. И еще на радость любителям пройденного материала – Вероника в исполнении Ангелины Стречиной, которая тоже не новичок («Гости», «Пиковая дама: Зазеркалье», «Аванпост»).
Чем отличается этот фильм технически? Яркими красками (даже ночью), эстетскими мизансценами, где часто применяется широкоугольная оптика, не создавая при этом эффекта треша, что сразу – в плюс. Годным монтажом. Классными диалогами, что логично при литературной основе. С милой для тех, кому под 50, предметной средой, с кедами «Два мяча» и прочими симпатичными вещами брежневского периода.
Я уже в курсе, что некоторые коллеги из СМИ выразили недоумение обилием в фильме сцен для взрослых. Хм... А что такого? Сцены эти сняты отлично. Прямо настоящие готичные 80-е. Это же было нормой для хоррора тех лет. Почему это в кино про пионерлагерь?
Ну, конечно, стоило бы параллельно выдать софт-версию сериала. Но в целом подход нормальный. Это платформенный сериал, за него платят деньги не школьники, как в кинозалах, а взрослые работающие граждане.
Еще тут есть разумная и достаточная компьютерная графика, а хоррор-страшилки Подгаевский выстраивает не только по правилам жанра, но и с долей кэмповости, что добавляет ужастику арт-изящества. А еще сериал обогащен призраком старшего брата протагониста, это тоже грамотный ход. Хорошо, когда в сериале есть инфернальное разной природы, посмотрите на AHS, там так и делают, чтоб не скучно было.
Ну, и самое главное. С чего я начал. Эта история – красивый романтичный «роман воспитания». Здесь все становятся взрослее, даже те, у кого уже растут усы. Это именно Кинг, Брэдбери, Крапивин, Спилберг и другие мастера, на творчестве которых растет и новая культура, в которой появляются новые монстры, но главное неизменно: побеждает дружба.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 6)
«Бывшая» – новая русская готика от создателей «Невесты»
Кто в «Топи» – Сталкер, в чем досада либералов и конфликт с «Серой»