Найти тему
Тюркский кочевник

Спросил у монаха: "Не жалеешь ли ты, что отказался от семьи и мирской жизни и ушёл в монастырь?". Ответ был простой

Оглавление

В конце января 2018 года я случайным образом оказался в монастыре под названием "Огара", который располагается на высоте 600 метров на уровнем моря в горах рядом с городом Батуми (Грузия).

Я тогда путешествовал на велосипеде, и в пути находился около 3 месяцев. А поскольку даже на юге Грузии в это время довольно-таки холодно (около 8-10 градусов днём, и минуса ночью), вынужден был периодически проситься на ночлег в храмы, в чём мне почти никогда не отказывали, потому что могли понять моё отчаянное положение скитальца-путешественника.

И по просьбе одного священника из города Поти меня согласились принять в вышеназванном монастыре Огара, в котором я прожил в общей сложности 5 дней. Все эти дни я жил в келье с монахом-отшельником, которого звали отец Давид. Было ему всего 28 лет, а служил он на тот момент уже 4-ый год.

Это был весёлый малый, кроткий, сдержанный, но при этом общительный и добрый. Постоянно смеялся, когда к нему приходили друзья-прихожане, они много шутили друг над другом, и в эти моменты он вообще не был похож на монаха, а походил скорее на обычного молодого и задорного парнягу.

А когда друзья уходили, снова становился сдержанным и кротким, и строго соблюдал все монашеские традиции. Вставал в 5 утра, с утра до ночи трудился, молился 5 раз в день, и только за приёмом пищи мы могли с ним весело поговорить и обмолвиться своими соображениями по тем или иным вопросам.

И однажды во время очередной трапезы я спросил его: "Не жалеешь ли ты, Давид, что отказался от семьи и мирской жизни, и ушёл в монастырь?".

На это он ответил просто и с отеческой улыбкой: "Нет, не жалею. Я счастлив здесь."

-Тогда объясни мне, в чём твоё счастье? Ведь это тяжело - быть одному, и всё время только молиться.
-Почему только молиться? У меня для счастья всё есть - руки, ноги и голова. Я здоров. У меня есть верный пёс Лома и рыжий кот. Я живу на чистом воздухе, питаюсь здоровой едой, которую вырастил сам, 5 раз в день молюсь и не пользуюсь смартфоном (здесь он рассмеялся, а я вслед за ним).

Потом его лицо вновь стало серьёзным и он продолжил:

-Многие мои знакомые из мирских несчастны, и постоянно приходят и жалуются мне на жизнь. Потому что мирская жизнь - это суета. Это постоянные искушения. Я и сам это знаю, потому что 24 года прожил в миру, а в монастыре только 4-ый год. А здесь природа и благодать. Здесь только Бог и я, и мои пушистые товарищи. Здесь бывает трудно, тяжело, но я очень горд тем, что служу тут монахом.
-А неужели тебе не хочется иметь семью? - спрашиваю я.
-Не знаю, может и хочется, но нельзя. - улыбается отец Давид.
-А что ты будешь делать после того, как отслужишь здесь 5 лет ? (молодым монахам положено 5 лет отслужить в монастыре).
-Думаю, здесь же и останусь. Мне кажется это моя миссия. И потом, только тут я понял, что такое Бог...
Отец Давид, я и прихожане монастыря. Фото автора
Отец Давид, я и прихожане монастыря. Фото автора

После этого наш короткий разговор был прерван приходом шумных друзей-прихожан отца Давида. И больше мы к этой теме как-то не возвращались. Но сам он производил впечатление сильного человека со стержнем. Он не сомневался, и на мои вопросы отвечал также без сомнений и всегда с улыбкой.

За всё моё 10-месячное путешествие я ещё несколько раз потом бывал в других монастырях и общался с разными монахами. И все они казались мне людьми с твёрдым характером, внешне порой даже строгими, но при этом добрыми и милосердными.

Вид из монастыря на город Батуми. Фото автора
Вид из монастыря на город Батуми. Фото автора

Ну оно и понятно, ведь монашество - это всегда строжайшая дисциплина и распорядок. Каждодневный труд, несмотря на отсутствие настроения и плохое самочувствие. Но может как раз в этом секрет счастья и несгибаемости монахов? Может именно потому они и счастливы, что всегда заняты делом, сконцентрированы, и всегда в поиске Бога? Может быть...

Но впечатление эти люди производят сильное. И только в монастырях я впервые увидел истинных верующих. Хотя другие туда, наверно, и не попадают - духа на эту тяжёлую ношу хватает далеко не у всех... До новых встреч!