Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Израильско-палестинское прекращение огня мало что изменит

Прекращение нападений друг на друга при посредничестве Египта заслуживает празднования, но, вероятно, это лишь вопрос времени, когда же снова вспыхнет насилие. Хотя подробности отрывочны, Израиль и ХАМАС договорились о прекращении огня. Это хорошие новости для всех участников. Весь мир надеется, что смерть может закончиться и дальнейшего разрушения можно будет избежать, по крайней мере, на данный момент.

Обе стороны также могут претендовать на победу. ХАМАС может утверждать, что защищал интересы палестинцев в Иерусалиме в отличие от своих соперников из палестинской администрации, в то время как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху может претендовать на значительные военные и политические достижения.

Но это и все, что касается хороших новостей. По мере того, как дым рассеивается, становится очевидным огромное разорение Газы, и медленный и разочаровывающий слишком часто предпринимаемый процесс восстановления должен возобновиться. Экономика Газы долгое время страдала от израильской блокады и с трудом восстанавливалась после последней войны между двумя сторонами в 2014-м году.

Разрушения, вызванные нынешними израильскими воздушными атаками, значительно усугубили инфраструктурные проблемы Газы, и в ближайшие годы потребуется огромная иностранная помощь. Непонятно, кто предоставит финансирование. Можно ожидать, что страны Персидского залива, особенно Катар, предоставят значительную помощь, но помощь со стороны Европейского Союза и других стран пока проблематична.

Не менее важно то, что, похоже, нет никакого интереса к возрождению мирного процесса, который фактически умирает со времен администрации Клинтона в США в конце 1990-х годов. Похоже, что боевые действия не вдохновили израильтян или их верных союзников в США на то, чтобы выйти из тупика и найти решение этой давней проблемы.

Администрация Байдена продолжила подход своих предшественников в работе по монополизации и контролю любых попыток содействовать урегулированию спора. Ее цель – помешать другим участникам, включая Совет Безопасности ООН, в котором Россия и Китай имеют право голоса, сыграть свою роль в оказании помощи израильтянам и палестинцам в создании основы для совместного проживания.

США по-прежнему обладают значительным военным, экономическим и политическим преимуществом перед Россией и Китаем на Ближнем Востоке благодаря длительному взаимодействию с этим регионом, хотя в последние годы их положение ухудшилось. И Израиль, в частности, с подозрением относится к мотивам других государств. В результате США остаются единственной державой, способной изменить нынешний тупик. Это делает подход Байдена одновременно разочаровывающим и озадачивающим.

Несмотря на браваду Нетаньяху в публичном игнорировании требований Байдена о прекращении боевых действий, внезапное достижение израильских целей в Газе подчеркивает продолжающееся и значительное влияние США на израильские правительства. Никто не предполагает, что США откажутся от твердой поддержки Израиля.

Но характер реакции Байдена на боевые действия – в эффективном одобрении подхода Нетаньяху, который заключался в содействии расширению поселений на Западном берегу и отказе рассматривать какое-либо решение спора, будь то одно государство или два государства. Благодаря тому, что Байден справился с этой последней вспышкой насилия, США не хотят напрямую вмешиваться в политику Израиля, что мало способствует надеждам на прогресс.

Следует помнить, что насилие в течение нескольких недель бушевало на Западном берегу, в том числе в Иерусалиме, прежде чем перекинуться в Газу. Прекращение огня, похоже, игнорирует этот аспект нынешнего кризиса, который может возобновиться, когда Верховный суд Израиля в конечном итоге вынесет свое решение о выселении палестинцев из их домов в районе Шейх-Джарра в Восточном Иерусалиме.

Палестинцы Западного берега бессильны предотвратить выселение, и ХАМАС может быть менее склонен к повторному вмешательству в течение некоторого времени, однако разочарование и напряженность никуда не делись, и можно ожидать, что они снова вырастут. В то время как американцы назвали ХАМАС террористической организацией, в Палестине на это смотрят иначе. ХАМАС уверенно выиграл последние палестинские выборы в 2006-м году и, как ожидалось, снова выиграл бы на выборах, запланированных на этот месяц, прежде чем они были отменены президентом Палестины Махмудом Аббасом.

ХАМАС только что провел внутренние выборы в рамках подготовки к общенациональному голосованию и, несмотря на боль и страдания этого последнего конфликта, укрепил имидж организации среди палестинцев как единственной группы, которая понимает их озабоченность и готова защищать их интересы. Сила ХАМАСа распространяется на Западный берег и на израильских палестинцев. Это отражает огромное желание перемен среди молодых палестинцев и их разочарование в отношении руководства Аббаса и его партии ФАТХ.

Одним из последствий злополучных соглашений Осло стало обещание властей Палестины поддерживать безопасность в контролируемых им районах, которые теперь ограничены некоторыми частями Западного берега. В результате многие палестинцы считают эту власть работающей на интересы Израиля, а не на интересы палестинцев. Она также считается глубоко коррумпированной.

Беспорядки внутри Израиля на прошлой неделе подчеркивают, что израильские палестинцы в равной степени разочарованы своим статусом, и это беспокойство усилилось в связи с продвижением Нетаньяху еврейской природы Израиля – как они видят это, за их счет. Шоком для израильтян-евреев стало широко распространенное насилие между двумя общинами во многих израильских городах, а также насилие на оккупированных территориях, подчеркивающее необходимость серьезного обязательства всех сторон объединиться для поиска решения отношений между палестинцами. и евреями.

Такая перспектива остается возможной, хотя и весьма туманной на данный момент. Когда тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин и Ясир Арафат, председатель Организации освобождения Палестины, начали работать над мирным соглашением в 1990-х годах, они вдохновили на драматические изменения во взглядах израильтян и палестинцев. Мирное сосуществование казалось возможным.

Обстоятельства, конечно, с тех пор кардинально изменились, но это не повод отказываться от надежды и ничего не делать. Однако, как и предыдущие соглашения о прекращении огня между Израилем и ХАМАС, это будет сохраняться до тех пор, пока это устраивает обе стороны. И нет ничего, что указывало бы на то, что в соглашении есть какие-то более существенные элементы, которые могли бы привести к урегулированию их длительного конфликта.

Прекращение огня в 2014-м году длилось семь лет, но за это время ничего не было сделано для его дальнейшего развития. На этот раз мы можем ожидать аналогичного бездействия, а без таких действий насилие снова вспыхнет – вопрос лишь времени.

ЭНТОНИ БИЛЛИНГСЛИ