Всем привет! Сегодня речь пойдёт о романе Рика Риордана «Кроваво-красная текила» (2014). На самом деле, книга была написана и издана в США еще в далёком 1997 году, однако первые две части этой серии добрались до нас только в середине двухтысячных – когда автор в России обрёл уже достаточно стабильную популярность. Вся серия насчитывает семь книг, в каждой из которых, как уверяет Википедия и Лайвлиб, присутствуют детективная и мистическая линии. К сожалению, у нас были переведены только первые два романа, и никакой мистики (в отличие от нормального такого детектива) там не прослеживается. А жаль, потому как про мистический Техас почитать было бы ничуть не менее интересно, чем про его коррумпированную и весьма опасную версию.
Однако Рик Риордан известен на нашей Родине, прежде всего, как детский писатель. Его знаменитый цикл про «Перси Джексона», насчитывающий к данному моменту уже более двадцати книг, пользуется гораздо большей популярностью, нежели его реалистические романы. Лично нам это кажется дико несправедливым, потому как стиль изложения и язык автора действительно достойны внимания, особенно на фоне череды современных произведений подобного толка, написанных зачастую максимально простым и примитивным языком.
В центре романов о «большом Техасе» находится частный детектив Джексон «Трес» Наварр, что придаёт книге особую прелесть, так как сам писатель родом из Сан-Антонио – того же города, который является основным местом действия данной серии. Возможно, в какой-то степени в Тресе автор воплотил лучшую версию самого себя, ведь герой Риордана, как и его создатель, по профессии является преподавателем Средневековой литературы с докторской степенью, и, кроме того, в совершенстве владеет тай-цзи – боевым искусством, основанным на концентрации внимания и сложных акробатических трюках буддийских монахов.
Западные критики пишут, что Риордан виртуозно владеет умением описывать простой будний быт почти мексиканского городка, в котором пятидесятиградусная жара и пыльные бури соседствуют с ароматными тако и хрустящими холопеньо в остром соусе. Что ж, это действительно так. Если вы хотите полностью погрузиться в виртуальные просторы техасского существования или просто примерить на себя возможность быта в столь неординарных условиях – вам сюда. Можно сказать, что романы о Тресе Наварре это такой, своего рода, «симулятор» техасской реальности – поэтому, если вы по каким-то причинам не успели съездить в отпуск в этом году – «Кроваво-красная текила» вам его с лёгкостью заменит.
Сюжет романа написан в стиле лучших боевиков категории «B» с Джейсоном Стэтхемом в главной роли (почему-то во время чтения, этот образ неизменно просится стать «лицом» главного героя). Десять лет назад, на глазах у юного Треса было совершено чудовищное преступление: неизвестный застрелил его отца на пороге собственного дома. И вот, спустя столь долгий срок, герой решает всё же вернуться в родной Сан-Антонио, чтобы, наконец, раскрыть дело – намеренно пущенное на «самотёк» местной полицией. Главная загвоздка в том, что отец Наварра – тоже Джек, вообще-то был легендарным шерифом этого города, совершивший столько же служебных подвигов, сколь и по-настоящему сомнительных поступков, и читатель так до конца и не узнает – мог ли Джек Наварр-старший предотвратить всё случившееся, или остался бы в стороне? Прибавьте к этому плохое, зачастую грубое отношение к собственной жене и детям, и аморальное поведение в обществе – немудрено, что на старого шерифа у многих в городе был «зуб».
При всём этом, автор постоянно подчеркивает в тексте устами своего героя, что Джек Наварр-старший был честным «копом», и именно поэтому местная мафия его действительно уважала, что в художественном восприятии Риордана значит гораздо больше, чем то же презрение или страх.
Постепенно, на одно старое преступление наматывается целый клубок – от аферы с тендерами на строительство городских культурных центров, до похищения бывшей невесты Треса – Лилиан Кембридж, ружья, которое еще выстрелит в самом финале. В «Кроваво-красной текиле» замешано, как и в одноимённом коктейле, решительно всё: многолетняя вражда богатейших семей Техаса, коррупция и махинации во взаимоотношениях полиции и местного мафиози Ги Уайта, у которого, к слову, есть даже собственный «Белый дом». Событий в книге происходит действительно много, и, если бы не провисающая временами динамика сюжета – читать эту книгу было бы одним удовольствием. Чего только стоят хитроумно обставленные убийства конкурентов главного злодея книги (кстати то, кем он оказался, даже для меня стало настоящим сюрпризом).
Экшен сцены написаны достаточно неплохо, хватает в меру и крови, и хруста поломанных костей. Диалоги блещут напускным остроумием, которое не всегда кажется уместным (то есть, когда Трес разговаривает с коровой – это еще можно понять, но, когда анализирует поведение лужи – это уже кажется, по меньшей мере, странным). Но в целом, мысленные диалоги героев не вызывают откровенной скуки или желания упечь их всех, как можно резвее, в «дурку», и это можно считать одним из существенных плюсов.
Что действительно немного огорчает, так это какая-то поверхностность, непродуманность самого главного героя. Как будто ты переключаешь каналы и внезапно натыкаешься на интересный фильм, вот только он идёт уже с середины. Безусловно, интересен сам микс из филолога – доктора литературных наук, и эдакого ниндзя из Сан-Франциско. Однако книжке изрядно не хватает той самой «предыстории» (хотя бы на пяти страницах!), которая рассказала бы нам о том, почему Трес стал именно филологом, и когда вообще он успел выучиться боевым искусствам чуть ли не у шаолиньских монахов? Возможно, писатель решил придержать интригу, планомерно раскрывая её в следующих частях, но этого мы, увы, уже не узнаем (на русский язык переведены лишь две первых книги серии). Даже младший брат Треса – Гаррет, раскрыт гораздо более полно: мы узнаем, каким образом тот стал инвалидом, и почему так пристрастился к марихуане и определенным музыкальным группам (вроде Джимми Баффета).
Женские персонажи проработаны чуть лучше – так, о Лилиан, своей первой пассии, Трес даёт нам как читателям максимально полный набор информации – но тут играет немалую роль фактор субъективности, ведь мы воспринимаем девушку (как и большинство второстепенных героев) прежде всего через призму восприятия самого Наварра-младшего. Но на этом хотя бы строится часть интриги в сюжете. А вот Майя Ли наверняка понравится большинству читателей мужского пола: горячая восточная красотка, да к тому же адвокат и очень умная личность – просто суперкомбо для любого парня. Не скрою, что и многие девушки увидят в Майе если не образец для подражания, то уж точно тот ориентир «женской силы», который сейчас так моден среди новоиспеченных феминисток (разве что Майя всё же образец «старой школы», когда девушка могла быть и сильной, и не терять при этом своей женственности и человеческого достоинства). Так что, в любом случае, посмотреть там есть на что.
Таким образом, «Кроваво-красная текила» стала бы, вероятно, вполне успешным самостоятельным сериалом, постепенно раскрывающим все тайны прожаренного горячущим техасским солнцем Сан-Антонио, если бы остальные книги серии были переведены. Но имея то, что есть, можно смело поставить произведению Рика Риордана твёрдую «четвёрку» за прекрасное описание будней этого смелого штата, и неординарного главного героя, умеющего одновременно хорошо ладить с котом, ввязываться в криминальные авантюры и раскидывать врагов, сохраняя при этом адекватное чувство юмора.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки и оставляйте комментарии, чтобы не пропустить новые поступления в "книжной лавке Хеллы" 😉📚👍🏻