По Борхесу, алеф - это "одна из точек пространства, в которой собраны все прочие точки". Вот и Эретия, или Шеки - северо-западный хвостик Азербайджана, где живут грузины и дагестанские горцы, в былые времена правили армяне, а древнейший след оставили скифы, в контексте которых можно вспомнить ещё осетин.
Азербайджан тут вклинивается узкой полосой между границ России и Грузии. С одной стороны стоят остроконечные хребты Кавказа, в которых мне чудились пограничные Базардюзи с Шахдагом. Но нет - это другие горы, и примерно на километр пониже: в среднем высота вершин тут около 3200 метров, а стало быть на них лежит снег, а не вечные льды. Однако за горами - точно так же, Дагестан:
И тщедушные речки образуют у подножья бескрайние курумники:
С другой стороны, особенно если ехать по верхней дороге, открывается впечатляющий простор. Это знаменитая Алазанская долина, и за Алазнь-рекой - Кахетия:
А на узких разбитых дорогах оживают стереотипы Кавказа. То скрипит деревянными колёсами арба:
То машины вязнут в отаре:
Местные, что характерно, на такую "пробку" реагируют, как на неизбежность, и терпеливо ждут, пока козлы да бараны дадут проехать. Мы же, столкнувшись впервые, нашли решение - я вылез из машины и отплясывая перед капотом, начал создавать впереди зону разрежения.
...Как ни относись к одиозному Зие Буниятову, главному идеологу азербайджанской независимости, его концепция преемственности Азербайджана от Кавказской Албании - гениальна. И самое тонкое в ней - рыхлость, и как следствие - гибкость.
Как протекторат то Рима, то Армении, то Персии, Албания оставалась многонациональным государством о 26 племенах, где в качестве лингва-франка использовался язык сюзерена. Хотя под конец у албан были церковная иерархия и даже собственные письменность на основе наиболее многочисленного гаргарского (агванского) языка, процесс их консолидации так и не завершился, а стало быть для любого угла Закавказья не сложно вывести родословную от ассимилированных албанских племён.
И если в долине Куры и предгорьях Большого Кавказа албаны стали азербайджанцами, а в Арцахе и Утике на Малом Кавказе - армянами, то логично предположить, что где-то они вошли и в состав грузин. Так и спорят теперь Азербайджан и Грузия, краснея от возмущения, о том, чьей исторически была долина Алазани. Грузины утверждают, что Албании тут вовсе никогда не было, а были лишь архаичные племена, крещённые кахетинскими князьями, азербайджанцы же считают, что эти земли отошли Албании как минимум в 387 году, когда Закавказье разделили Персия и Рим, а то и раньше.
Не столь даже важно, на каком языке эти племена говорили: большинство албанских языков хоть и принадлежали к нахско-дагестанской семье, а были не взаимопонятны, и саки да картвелы вполне могли затесаться среди них. Ну а руины древних, вплоть до 5 века, албанских базилик тут стоят вперемешку с грузинскими храмами Средних веков.
Поворотным моментом в истории Эретии стало возвращение в византийское православие - в противоположность другим албанским племенам, окормлявшимся Армянской церковью, а позже либо ассимилированными армянами, либо перешедшим в ислам. Грузинская церковь приняла такое решение, размежевавшись с армянской, в 609 году, а православной крестительницей Эретии считается царица Динара, правившая в 10 веке.
В те века Эретия балансировала между Грузией и Арменией, Кахетией и Шеки, но почти всегда - в орбите более сильных соседей. Первые князья Эретии, появившись на исторической сцене в 787 году, носили грузинский титул мтавари. В 9-10 веках Эретия входила в Шекинское царство, которым правили армянские цари Смбатяны из Хачена (Карабаха). В 1008 Эретию покорил царь Квирике III из соседней Кахетии, но с 1038 году, через хитрые комбинации престолонаследования Кахети-Эретское царство перешло армянам Кюрикидам - младшей ветви и вассалам Багратид. В 1105 году Алазанскую долину занял Давид Строитель, включив в состав единого грузинского царства, периферией которого Эретия и оставалась в следующие четыре с половиной столетия.
Грузинские церкви здесь вполне привычная деталь пейзажа, а сам их список на википедии впечатляет. Я бы сказал, по количеству церквей на единицу поверхности азербайджанская Эретия ничуть не уступает Армении или Грузии. Их цепочка начинается буквально от Шеки - знаменитый Кишский храм, столь любимый азербайджанцами как место крещения Кавказской Албании, по данным скандинавских археологов тоже построили грузины в 11-12 веках.
Но по пути из Шеки в Гах Эретию открывает Курмухская церковь Святого Георгия, красиво стоящая на зелёной горе в перспективе дороги. Она известна с 1310 года, а в нынешнем виде построена в 1892 году: грузинский след здесь - вовсе не дела давно минувших дней. Культурным центром нынешней Эретии служит село Алибейли с храмом Святой Нины (1871) и грузинским театром (с 2004) в сельском ДК. Туда мы уже не доехали, как и (вот это правда зря!) в стоявший почти по дороге Кум с руинами гигантской албанской базилики 5 века.
Да и с церквями не всё так однозначно: местные грузины образуют самобытный субэтнос ингилойцев, и из 10-15 тысяч его представителей около 2/3 - мусульмане. Да столь рьяные, что в Гражданскую войну священник Курмухской церкви был убит за проповеди христианства среди них.
После монгольского нашествия армяне окончательно выбыли из борьбы за Эретию, но и у Грузии здесь появились другие соперники. Начиная с 15 веке из Дагестана в Закавказье всё активнее спускались тамошние горцы - аварцы и цахуры. Оставаясь суннитами, в бесконечных ирано-турецких войнах 16-17 веков они пользовались благосклонностью и тех, и других: Османам горцы были нужны как единоверцы-союзники, Сефевиды же задабривали их, понимая, что это лучше, чем воевать в горах.
Горцы жили джамаатами - родовыми общинами, слагавшими подобие конфедераций. В середине 16 века Цахуры ниже по Алазанской долине образовали Илисуйский султанат, где султан, занимавшийся в первую очередь внешней политикой, избирался старейшинами джамаатов из кандидатур в пределах династии. Аварцы в верховьях же и вовсе никого не избирали, а так и жили Джаро-Белоканским союзом 5 джамаатов. И если район Губы можно назвать Азербайджанским Дагестаном, то здесь было Дагестанское Закавказье. Горцы стали хозяевами Эретии, а грузины и равнинные мугалы (местное племя азербайджанцев, обосновавшееся здесь чуть раньше) платили им дань да принимали их веру.
Россия присоединила эти горы в 1803 году, вместе с азербайджанскими ханствами. Но утверждение русской власти затянулась на несколько десятилетий, а иные попытки кончались победой горцев, как например вырезанная в горах карательная экспедиция генерала Василия Гулякова. Фактически, эти места так же были охвачены Кавказской войной, где последний илисуйский султан в бегах породнялся с Шамилем. В
место губерний и провинций основной административной единицей тут стали особые округа под военным управлением - Джаро-Белоканский (с 1830 года) и (после включения бывшего Илисуйского султаната в 1844 году) Закатальский. Вот например на кадре выше крупное цахурское село Мухах (7,3 тыс. жителей) у самых Закатал, в прошлом центр одного из Джаро-Белоканских джамаатов. Выше сменяющееся аварскими Верхними Чардахлами (Юхары-Чардалхлар). Примета здешних сёл - высоченные булыжные заборы и амбары из одной стены да крыши.
Но мы заехали в село посмотреть вон на ту гору. Прямо в отвесном склоне которой заметна Пери-кала, Крепость Фей, ибо люди ведь не летают? Считается, что построили её ещё Сасаниды в 5 веке как дозорный пункт. Но не секрет, что на Северном Кавказе подобные крепости служили чеченским боевиками даже в постсоветских войнах, что уж говорить про Кавказскую войну в 19 веке?
В Гражданскую войну Эретия в последний раз вернулась к Грузии - ГДР (не Германская!) держала эти земли в 1918-20 годах, и так как обе страны воевали с Арменией, у Азербайджана взгляд на этот спор был скорее "я с тобой потом разберусь!". В 1922 году судьбу Гаха и Закатал решили старейшины - хоть и в атеистическом Советском Союзе, а всё же они выбрали присоединение к мусульманской республике. В наши дни в этом углу страны азербайджанцы - большинство населения, а грузины, цахуры, аварцы и рутульцы - весьма заметные меньшинства.