Найти тему
Субъективный путеводитель

Эретия. Как выглядит угол Кавказа, где почти все его народы оставили свой след?

По Борхесу, алеф - это "одна из точек пространства, в которой собраны все прочие точки". Вот и Эретия, или Шеки - северо-западный хвостик Азербайджана, где живут грузины и дагестанские горцы, в былые времена правили армяне, а древнейший след оставили скифы, в контексте которых можно вспомнить ещё осетин.

Азербайджан тут вклинивается узкой полосой между границ России и Грузии. С одной стороны стоят остроконечные хребты Кавказа, в которых мне чудились пограничные Базардюзи с Шахдагом. Но нет - это другие горы, и примерно на километр пониже: в среднем высота вершин тут около 3200 метров, а стало быть на них лежит снег, а не вечные льды. Однако за горами - точно так же, Дагестан:

-2

И тщедушные речки образуют у подножья бескрайние курумники:

-3

С другой стороны, особенно если ехать по верхней дороге, открывается впечатляющий простор. Это знаменитая Алазанская долина, и за Алазнь-рекой - Кахетия:

-4

А на узких разбитых дорогах оживают стереотипы Кавказа. То скрипит деревянными колёсами арба:

-5

То машины вязнут в отаре:

-6

Местные, что характерно, на такую "пробку" реагируют, как на неизбежность, и терпеливо ждут, пока козлы да бараны дадут проехать. Мы же, столкнувшись впервые, нашли решение - я вылез из машины и отплясывая перед капотом, начал создавать впереди зону разрежения.

-7

...Как ни относись к одиозному Зие Буниятову, главному идеологу азербайджанской независимости, его концепция преемственности Азербайджана от Кавказской Албании - гениальна. И самое тонкое в ней - рыхлость, и как следствие - гибкость.

Как протекторат то Рима, то Армении, то Персии, Албания оставалась многонациональным государством о 26 племенах, где в качестве лингва-франка использовался язык сюзерена. Хотя под конец у албан были церковная иерархия и даже собственные письменность на основе наиболее многочисленного гаргарского (агванского) языка, процесс их консолидации так и не завершился, а стало быть для любого угла Закавказья не сложно вывести родословную от ассимилированных албанских племён.

И если в долине Куры и предгорьях Большого Кавказа албаны стали азербайджанцами, а в Арцахе и Утике на Малом Кавказе - армянами, то логично предположить, что где-то они вошли и в состав грузин. Так и спорят теперь Азербайджан и Грузия, краснея от возмущения, о том, чьей исторически была долина Алазани. Грузины утверждают, что Албании тут вовсе никогда не было, а были лишь архаичные племена, крещённые кахетинскими князьями, азербайджанцы же считают, что эти земли отошли Албании как минимум в 387 году, когда Закавказье разделили Персия и Рим, а то и раньше.

Не столь даже важно, на каком языке эти племена говорили: большинство албанских языков хоть и принадлежали к нахско-дагестанской семье, а были не взаимопонятны, и саки да картвелы вполне могли затесаться среди них. Ну а руины древних, вплоть до 5 века, албанских базилик тут стоят вперемешку с грузинскими храмами Средних веков.

-8

Поворотным моментом в истории Эретии стало возвращение в византийское православие - в противоположность другим албанским племенам, окормлявшимся Армянской церковью, а позже либо ассимилированными армянами, либо перешедшим в ислам. Грузинская церковь приняла такое решение, размежевавшись с армянской, в 609 году, а православной крестительницей Эретии считается царица Динара, правившая в 10 веке.

В те века Эретия балансировала между Грузией и Арменией, Кахетией и Шеки, но почти всегда - в орбите более сильных соседей. Первые князья Эретии, появившись на исторической сцене в 787 году, носили грузинский титул мтавари. В 9-10 веках Эретия входила в Шекинское царство, которым правили армянские цари Смбатяны из Хачена (Карабаха). В 1008 Эретию покорил царь Квирике III из соседней Кахетии, но с 1038 году, через хитрые комбинации престолонаследования Кахети-Эретское царство перешло армянам Кюрикидам - младшей ветви и вассалам Багратид. В 1105 году Алазанскую долину занял Давид Строитель, включив в состав единого грузинского царства, периферией которого Эретия и оставалась в следующие четыре с половиной столетия.

-9

Грузинские церкви здесь вполне привычная деталь пейзажа, а сам их список на википедии впечатляет. Я бы сказал, по количеству церквей на единицу поверхности азербайджанская Эретия ничуть не уступает Армении или Грузии. Их цепочка начинается буквально от Шеки - знаменитый Кишский храм, столь любимый азербайджанцами как место крещения Кавказской Албании, по данным скандинавских археологов тоже построили грузины в 11-12 веках.

Но по пути из Шеки в Гах Эретию открывает Курмухская церковь Святого Георгия, красиво стоящая на зелёной горе в перспективе дороги. Она известна с 1310 года, а в нынешнем виде построена в 1892 году: грузинский след здесь - вовсе не дела давно минувших дней. Культурным центром нынешней Эретии служит село Алибейли с храмом Святой Нины (1871) и грузинским театром (с 2004) в сельском ДК. Туда мы уже не доехали, как и (вот это правда зря!) в стоявший почти по дороге Кум с руинами гигантской албанской базилики 5 века.

-10

Да и с церквями не всё так однозначно: местные грузины образуют самобытный субэтнос ингилойцев, и из 10-15 тысяч его представителей около 2/3 - мусульмане. Да столь рьяные, что в Гражданскую войну священник Курмухской церкви был убит за проповеди христианства среди них.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

После монгольского нашествия армяне окончательно выбыли из борьбы за Эретию, но и у Грузии здесь появились другие соперники. Начиная с 15 веке из Дагестана в Закавказье всё активнее спускались тамошние горцы - аварцы и цахуры. Оставаясь суннитами, в бесконечных ирано-турецких войнах 16-17 веков они пользовались благосклонностью и тех, и других: Османам горцы были нужны как единоверцы-союзники, Сефевиды же задабривали их, понимая, что это лучше, чем воевать в горах.

Горцы жили джамаатами - родовыми общинами, слагавшими подобие конфедераций. В середине 16 века Цахуры ниже по Алазанской долине образовали Илисуйский султанат, где султан, занимавшийся в первую очередь внешней политикой, избирался старейшинами джамаатов из кандидатур в пределах династии. Аварцы в верховьях же и вовсе никого не избирали, а так и жили Джаро-Белоканским союзом 5 джамаатов. И если район Губы можно назвать Азербайджанским Дагестаном, то здесь было Дагестанское Закавказье. Горцы стали хозяевами Эретии, а грузины и равнинные мугалы (местное племя азербайджанцев, обосновавшееся здесь чуть раньше)  платили им дань да принимали их веру.

-12

Россия присоединила эти горы в 1803 году, вместе с азербайджанскими ханствами. Но утверждение русской власти затянулась на несколько десятилетий, а иные попытки кончались победой горцев, как например вырезанная в горах карательная экспедиция генерала Василия Гулякова. Фактически, эти места так же были охвачены Кавказской войной, где последний илисуйский султан в бегах породнялся с Шамилем. В

место губерний и провинций основной административной единицей тут стали особые округа под военным управлением - Джаро-Белоканский (с 1830 года) и (после включения бывшего Илисуйского султаната в 1844 году) Закатальский. Вот например на кадре выше крупное цахурское село Мухах (7,3 тыс. жителей) у самых Закатал, в прошлом центр одного из Джаро-Белоканских джамаатов. Выше сменяющееся аварскими Верхними Чардахлами (Юхары-Чардалхлар). Примета здешних сёл - высоченные булыжные заборы и амбары из одной стены да крыши.

-13

Но мы заехали в село посмотреть вон на ту гору. Прямо в отвесном склоне которой заметна Пери-кала, Крепость Фей, ибо люди ведь не летают? Считается, что построили её ещё Сасаниды в 5 веке как дозорный пункт. Но не секрет, что на Северном Кавказе подобные крепости служили чеченским боевиками даже в постсоветских войнах, что уж говорить про Кавказскую войну в 19 веке?

-14

В Гражданскую войну Эретия в последний раз вернулась к Грузии - ГДР (не Германская!) держала эти земли в 1918-20 годах, и так как обе страны воевали с Арменией, у Азербайджана взгляд на этот спор был скорее "я с тобой потом разберусь!". В 1922 году судьбу Гаха и Закатал решили старейшины - хоть и в атеистическом Советском Союзе, а всё же они выбрали присоединение к мусульманской республике. В наши дни в этом углу страны азербайджанцы - большинство населения, а грузины, цахуры, аварцы и рутульцы - весьма заметные меньшинства.

-15