Уважаемые коллеги и дорогие друзья!
Новые времена, новые способы фиксации и передачи информации уже привели к появлению таких понятий как "клиповое мышление", о котором я только вчера написан здесь - на своем Дзен-канале- статью. Но сегодня я бы хотел сделать акцент на феномене, который можно считать, а можно и НЕ считать частью "клипового мышления". Я называю этот феномен здесь в рабочем порядке ВЛАСТЬЮ ДОМИНИРУЮЩЕЙ КАРТИНКИ. Прошу коллег поделиться своими познаниями в этой области. Допускаю, что где-то кто-то уже дал более точное, более научное название для этого феномена типа "Доминирующий образ", "Образная Доминанта" и т.п.
Первый вариант этой статье я опубликовал на форуме ЭСПП в июне 2020 года. Поводом для этих размышлений для меня послужили тогда несколько видео-репортажей из США, где были в разгаре тогда уличные протесты и сопутствующие им массовые беспорядки под лозунгами BLM. Я посмотрел уличные интервью с демонстрантами, простыми прохожими, американскими полицейскими. Сами репортеры исходили из очень разных, я бы сказал противоположных политических позиций - от полного одобрения протестов до полного их осуждения. Какие факты хотелось бы здесь зафиксировать без всякого оценочного отношения к ним:
1) Большинство уличных демонстрантов, как правило, ничего толком не знали о том, что Джордж Флойд, гибель которого послужила детонатором протестов, отбывал ранее 5-летнее тюремное заключение, был замешан не в одном криминальном деле и вовсе НЕ является образцом законопослушного гражданина Соединенных Штатов. Им не очень интересно вникать в "Другую версию происшествия" - в представленные со стороны полицейских видео-материалы о сопротивлении Флойда задержанию, о данных экспертизы, обнаружившей в его крови наркотики и т.п.
2) Большинству уличных демонстрантов НЕ интересны статистические данные о том, каково на самом деле количественное процентное соотношение в последние годы между белыми и черными среди погибших в ходе "жесткого полицейского задержания" (вызванного во многом физическим сопротивлением со стороны задержанных) : белых регулярно в последние годы погибает больше, чем черных в таких ситуациях, хотя черные совершают больше преступлений, чем белые. Такова официальная статистика, опубликованная разными организациями, которые осуществляют общественный надзор за деятельностью полиции. Но... многих ли эта статистика интересует?
3) Нашим собственным (русским) популярным блогерам и репортерам, даже хорошо знакомым с реалиями современной американской общественной жизни, показались удивительными такие факты, что их попытки убрать из анализа ситуации "расовый акцент" вызвали обратную реакцию, причем очень острую. Нельзя, понимаете ли, называть "мародерами" тех протестующих, которые занялись не просто погромами магазинов, но ночными грабежами . Это, видишь ли, не политкорректно (?!). Как некорректно этих же "протестующих" называть черными, хотя грабят именно черные (причем по ночам), а белые главным образом защищают их права (причем среди бела дня).
4) Мои попытки поделиться на ФБ некоторыми даже не соображениями, а просто вопросами по поводу происходящего, немедленно отразились на том, что мои сообщения (причем на другие темы тоже) опять перестали показывать, цифра подписчиков застыла на отметке 750 (я уже не раз наблюдал такое необъяснимое застывание и вот еще одно). Нет, меня не заблокировали, но... более хитроумно поступили - не показывают мои сообщения моим "сетевым друзьям", которых насчитывается более 4 тысяч.
... впрочем, кто-нибудь еще пополнит эту и похожую коллекцию "фактов".
О чем эти факты говорят? Поделюсь своими догадками и соображениями в общем виде:
1) ДОЛОЙ АНАЛИТИКУ! Попытки аналитического подхода к таким проблемам как "коронавирусная инфодемия", как "всемирное оплакивание Джорджа Флойда", как "нашествие эмигрантов на Европу", как "право на пропаганду гомосексуализма в детской аудитории" и другим сходным современным проблемам наталкиваются на активное организованно и упорное блокирование в современных Социально-Сетевых СМИ (СС-СМИ). Откуда это организованное сопротивление? Что за ним стоит? Объясняю, какая версия у меня сложилась. За последние четверть века (начиная с появления Интернета примерно в середине 90-х годов прошлого века) диаметрально поменялась схема финансирования мировых СМИ. Раньше в 20 веке газеты в "свободном мире" в немалой степени зависели от подписчиков - от рядовых читателей и поэтому пытались быть более или менее "плюрастичными" - отражать разные мнения и разные факты, важные для читателей, то есть существовала какая-никакая, но до некоторой степени "свободная пресса". Но... теперь за массовую информацию, которая льется на головы людей широким бесплатным потоком, уже никто из самих читателей не платит. Как происходит финансирование СМИ? - За счет крупнейших мировых корпораций, заинтересованных в защите... собственных интересов. Это прежде всего финансовые корпорации. Эти корпорациям важно не просвещать читателей (рецепиентов), а во многих случаях просто ПОЛУЧАТЬ НУЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, который гарантирует стабильность их доминирующего положения в мире.
2) ДОМИНИРУЮЩАЯ КАРТИНКА. Наступила новая эпоха мультимедийных каналов и ... нащупан новый метод кратчайшего пути к нужному результату. Вот он-то и называется Властью Доминирующей Картинки. Открытие не слишком оригинальное, в общем-то истина древняя, как сам Мир: люди формируют свое впечатление и свои эмоционально-оценочные установки не на основе речевой логики, а на основе ЯРКОГО КОМПАКТНОГО ЗАПОМИНАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗА, которое невольно воспринимается ими как "самая достоверная информация", как посылка и вывод одновременно - в рамках их синтетического наглядного мышления (клипового). Этот образ становится символом для целого общественного движения. Это может быть образ бедной утонувшей девочки из погибшей семьи эмигрантов с Востока, которую море выбросило на берег какой-то южной европейской страны. Это может быть образ темнокожего парня, шею и голову которого полицейский несколько минут прижимает к асфальту. Неважно, что было до этой картинки с этим парнем. Неважно, что белых гибнет при таких задержаниях больше, чем черных. Важно одно: несколько десятков (или даже сотен?) тысяч человек выскочат на улицу с протестами, если им показать картинку и прокомментировать ее коротко: "Вот он - полицейский произвол и насилие против чернокожих".
3) БЛЕДНАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Если хотите, можем поставить простой социально-психологический эксперимент, дублирующий реальный сетевой мир (у Готтсданкера в его книге "Эксперимент в психологии" есть такая категория экспериментов под названием "дублирующие реальный мир"). Рецепиенты получат Яркую Картинку (лучше бы видеозапись) - о том, как молодая девушка "мучительно гибнет" от заражения крови сразу после неаккуратных действий стоматолога - почти что в стоматологическом кресле. Затем эти же рецепиенты параллельно получат следующую статистическую информацию: количество госпитализаций и летальных исходов, связанных со стоматологическими ошибками, в течение последнего года сократилось на 20 процентов. После этого измеряем, какую информацию (среди потока другой информации) рецепиенты больше запомнили и какой вывод о состоянии стоматологии они сделали.
4) ИНФОДЕМИЯ. Как раскручивалась коронавирусная инфодемия? - Я уже видел такие разоблачительные сообщения (популярность которых по понятным причинам не может быть высокой), что Яркая Картинка - такая, будто бы на улицах Уханя лежат тела умерших прямо на улицах, - это была ПОСТАНОВОЧНАЯ СЪЁМКА. На самом деле не было никаких реальных больных, которые падали на улицах. Сравните статистику Уханя (страшного очага страшно эпидемии) с нынешней статистикой по Москве (Москва давно уже превзошла Ухань) и Вы поймете, что увидеть упавшего на улицах просто невозможно (с учетом более высокой дисциплинированности китайцев в отношении режима карантина и т.п.).
Короче: людям в массе своей не нужна статистика, ибо они совсем не умеют работать с количественной информацией, ибо эта информация никак не трансформируется в ... субъективное ощущение риска, в переживания страха, сколько-нибудь пропорциональное цифрам. Если мы сообщаем "один из десяти", "один из ста", "один из миллиона" - это все переживается примерно одинаково и в целом гораздо слабее, чем одна единственная Яркая Картинка: "полицейский садист сознательно и упорно душит чернокожего коленкой". Доминирующая Картинка сильней всякой статистики ("наглая ложь ведь эта статистика, а картинку видим своими глазами"). Именно яркая Картинка формирует представление о Глобальном Тренде и подталкивает к сверхобобщениям: люди гибнут в креслах стоматологов и т.п.
Неважно, что каждый год в автомобильных катастрофах гибнут во всем мире сотни тысяч человек. Эта абстрактная информация пока никого особенно не отвращает от езды на автомобилях (пугает очень немногих). Но стоит показать картинку, как в автокатастрофе погибает семья с детишками, как они - бедолаги - последний раз дрыгаются в предсмертной агонии под стеклом перевернувшейся и смятой машине, и... тогда миллионы людей поддержат призыв:"Запретить выдачу любительских прав! Разрешить по улицам движение только профессиональным водителям такси! Да здравствуют автомобили с автопилотами". Массы не задумываются совершенно о том, что каждый год можно было показывать буквально сотни таких картинок, но... их почему-то решили показать именно в этот год...
5) САМОРАСПРОСТРАНЕНИЕ. В эпоху, когда добровольными распространителями Ярких Картинок стали сами рядовые пользователи Глобальной сети, сформировалась новая стратегия манипуляции общественным мнением. Ее можно назвать "нео-манипулятивная стратегия" (НМС - условное и рабочее сокращение). Достаточно, чтобы всего лишь тысяча "ботов" (сетевых роботов) опубликовала на своей ленте броскую картинку (которая уже апробирована на пробной выборке как "властная", то есть самораспространяющаяся), и вот уже десятки миллионов добровольцев мгновенно сами ее повторяют в своих репостах. А из этих миллионов всегда найдется определенная доля таких, которые готовы выйти на улицу, ну хотя бы лишь для того, чтобы "размяться после карантина" - поскандировать, поразмахивать плакатами, потанцевать, потусоваться...
6) ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ. Как проверить, насколько мои догадки и предположения близки к Реальности? - Ну давайте посмотрим, кто, какие организации и компании являются бенефициарами от "коронавирусной инфодемии"? - На этой неделе "Коммерсант" опубликовал информацию о том, что в мире появилось 9 новых долларовых миллиардеров - из числа владельцев бизнесов по распространению вакцин от КВ-19 (!). Но... кроме этого мы видим, что УЖЕ выросли на десятки миллиардов долларов акции крупнейших компаний, диктующих распространение информации в Глобальной Сети. Почему выросли? - А многие виды бизнеса, посаженные на карантин, вынужден были перейти в онлайн-режим. - Вот очень и очень простой ответ. Но... дело не только в прямом финансовом выгодоприобретательстве. Дело ведь еще и в том, что люди, посаженные миллиардами в Глобальную Сеть (!), оказываются еще в большей степени, чем раньше во власти Доминирующей Картинки - во власти нео-манипулятивной стратегии.
Как только началась в 2020 году в США массовая истерия в СМИ (инспирированная во многом Трампом) по обвинению Китая в распространении коронавируса, когда Трампа начал "ломать комедию", будто ВОЗ ведет политику вопреки интересам США и грозил отключить ВОЗ от американского финансирования, мне лично стало понятно, что лучшей вакциной от КВ-19 всемирный ВОЗ признает именно...американскую вакцину. Прошел год, и так оно и произошло. Кажется, что лучше вакциной уже признана именно "модерна". Кто бы сомневался, если 95 процентов мировых СМИ финансируют мировые гиганты, штаб-квартиры которых находятся в США.
Вывод напрашивается такой. Когда тебе показали душераздирающую картинку, когда ее много раз повторяют твои "сетевые друзья", ты вначале не поддавайся эмоциям, а лучше-ка подумай! - Думай, Человек!