Споры о том, кто лучший Остап Бендер - Арчил Гомиашвили или Андрей Миронов, мне кажется, вечны.
Сразу скажу, что все мои симпатии и мое сердце на стороне Андрея Миронова.
Именно таким я видела Бендера, когда читала книгу "12 стульев" еще до того, как увидела фильм.
Миронову удалось передать суть этого героя, его ироническое отношение к жизни и одновременно трагические нотки, некую обреченность, которые присутствуют в Бендере во время его легкого скольжения по жизни, по самому его краю - этакая фатальность и одновременно кураж.
Что касается Гомиашвили, то это не Бендер.
Не было в том герое, которого я видела, читая книгу, вот этой суетливости, которая присуща персонажу Гомиашвили.
Но самое странное вот что.
Оказывается, Гайдай, выбирая актера на роль Бендера, пробовал и А. Миронова наряду с В. Высоцким и Н. Михалковым.
Но режиссер сказал "не верю" всем этим актерам.
А вот Арчилу Гомиашвили он безоговорочно поверил.
Может, потому, что к моменту съемок в фильме у актера был уже богатый жизненный опыт - по молодости актер успел четыре раза посидеть в тюрьме.
Сильной стороной фильма Гайдая является то, что фильм снимался в тех же местах, где по воле авторов побывали и персонажи их романа.
Однако при этом Гайдай сильно сократил сам роман и добавил героям фильма реплики, которых в книге нет.
Возможно, еще и этот факт повлиял на то, что я и сам фильм 12 стульев, 1971 года не воспринимаю, как экранизацию романа, и Остапа Гомиашвили не считаю настоящим Бендером.
Но вот что интересно. Когда вышел фильм Марка Захарова 12 стульев в 1976 году с Мироновым в главной роли, Леонид Гайдай сразу сказал - халтура!
Но не только Гайдаю, многим поклонникам романа Ильфа и Петрова Остап Миронова показался неубедительным, а его жесты и мимика - нарочитыми.
К недостаткам фильма относили также то, что он снимался полностью в павильоне - никакой природы, сплошные декорации.
Зато версия Захарова более полная и практически дословно цитирует роман.
К плюсам этой экранизации я также отношу и невероятную пластику Миронова, и песни, которые он исполняется.
А слова
О наслажденье, скользить по краю
Замрите ангелы, смотрите - я играю!
Моих грехов разбор оставьте до поры
Вы оцените красоту игры!
Мне кажутся жизненным девизом того самого Остапа, которого придумали сами авторы.
Считается, что поклонников у обоих фильмов примерно поровну.
А вы какой фильм больше любите, какого Остапа?