В некотором царстве, в некоем государстве жили некогда царь с царицей. Жили, не тужили. Подданные их любили, так как свой народ они не притесняли, непосильными оброками не облагали, и считали, что не то государство богатое, где богачей много, а то, где бедных нет.
И все бы было у царя с царицей хорошо, но не получалось у них с детьми. А кому престол оставить, если наследников нет?
Но, как это в сказках водится, помог случай. Возвращались как-то монаршие супруги из своей дальней резиденции. Дорога проходила через могучий, крепкий бор. И вот как назло, когда они только выехали на опушку, подул сильный, шквалистый ветер, небо разразилось грозой, и пошел сильный ливень. Кони, испугавшись раскатов грома, понесли. Карета перевернулась, а обезумевшие лошади ускакали прочь.
Свита спешилась и поспешила на помощь царю с царицей. Карета была сильно повреждена, да и царица сильно ушиблась, поэтому о том, чтобы продолжать путь, не могло быть и речи. Однако и в поле под дождем, а тем более, в чаще леса оставаться было бы безрассудно.
Впереди, на другом конце опушки виднелся плетень с развешанными на нем кувшинами и горшками. Туда, взяв под руки жену, царь и направился.
По мере приближения к плетню из-за деревьев показалась небольшая, темная, покосившаяся от старости, ветхая избушка.
Встречать царственных особ вышла сама хозяйка дома, молодая, осанистая, миловидная женщина.
- Здравствуй, царь-батюшка! – сказала она и поклонилась в пояс. – Ждала я вас. Проходите к столу. Изысканными яствами, конечно, похвастаться не могу, но и голодными не останетесь.
Когда же царь прошел в дом, то женщина отозвала его сторонку и прошептала:
- Беречь, государь, царицу нужно. «Тяжелая» она. Дочку-царевну она тебе к масленичной неделе подарит.
- Что ты несешь, женщина?! Ты, верно, решила посмеяться над нашей бедой? – не поверил, а оттого вспылил царь.
- Кто же осмелится над царем смеяться? Коли обманула, то голову мне с плеч… Только правду я сказала. А потому, не сочти за дерзость, государь, прошу тебя оказать мне высокую честь стать крестной царевны, когда она родится.
- Речи твои смелы и вместе с тем безрассудны. Но как же зовут тебя, женщина?
- Виринея! Виринея-знахарка, так меня тут окрест кличут. Тебе бы, государь, кучера с одним из своих людей послать к барину за экипажем. Барин-то тут неподалеку совсем, в двух верстах живет. А сами пока с женой у меня обсохните, погреетесь и отдохнете, - приветливо улыбнулась женщина.
В печке уютно потрескивали дрова, в избушке было тепло и приятно пахло луговыми травами. Царя с царицей сморило и они погрузились в сон.
***
Получилось все так, как предрекла Виринея. Через девять месяцев, на масленичной неделе родила царица девочку. Назвали малышку Зосимой. Царь с царицей не могли нарадоваться на новорожденную дочку. Такая она была красивая и ладная, что глаз не отвести. Но только счастье их длилось недолго.
Взошел на престол в соседнем государстве новый император. И вроде бы молодой, целеустремленный, амбициозный тот был. Но только еще очень жадный и жестокий.
Вздумал император, чтобы гордыню свою потешить, чужие земли захватывать. А во главе покоренных земель своих наместников ставил. Те же на захваченных территориях беду творили: грабили, убивали, разоряли и гнобили всячески простой люд.
И было у Виринеи видение. Будто нацелился император их царство захватить. Царство-то маленькое, и войско у него маленькое. Против армии императора оно так, перышко птичье…
Поспешила тогда Виринея сразу во дворец. Но пока пешком, да на случайных попутных подводах добиралась, войска императора уже границы перешли.
- Спасаться вам с женой надобно, государь. Бежать в дальнее государство к брату царицы. Авось там император вас не найдет, - сказала Виринея, едва показалась в царских покоях. Она знала, что делает император со свергнутыми монархами, и совсем не желала царю с царицей подобной участи. - Только с малышкой вам будет идти несподручно. Она может заплакать и привлечь к вам ненужное внимание. Поэтому оставьте царевну мне. Я буду любить ее пуще родной, беречь как зеницу ока.
Заплакала горько царица, что, не успев толком познать радость материнства, приходится сей с родимым дитем расставаться. Да делать нечего. Ведь если поймают их императорские прихвостни, то никого не пощадят. И стали царь с царицей спешно в дорогу собираться.
***
Летели года. Виринея воспитывала Зосю как собственную дочь. Учила ее разным премудростям, которыми сама владела. К 17 годам Зося знала, какая трава, от какой болячки лечит; какая птица или зверь о чем кричит и как от морока лесовика избавиться. Кто ее настоящие родители девочка не догадывалась, считала Виринею за мать. Да это и к лучшему – вдруг бы кому Зося проговорилась, тогда бы не сносить им с названной матерью головы.
Жили они все в той же обветшалой избушке на краю лесной опушки. Люди им своей назойливостью не досаждали. А потому оккупанты о них не слышали и не трогали.
И надо же было императору поехать наместника проведать. Да именно той дорогой, которой когда-то царь с царицей ехали. Скачет император и вдруг видит: девушка на лугу стоит, а в руках у той пучок полевых трав.
Соскочил император с коня и подошел к красавице:
- Что ты делаешь в таком глухом, позабытом людьми месте? – спрашивает.
А сам смотрит, и наглядеться на девушку не может. Глаза у той синие-пресиние, будто всю глубину лесных озер в себя вобрали. Утонуть в них можно. Губы сочные, коралловые, манящие. А кожа на лице чистая, нежная и словно изнутри светится.
- Я травы целебные собираю. А живу я здесь, неподалеку, - манула #девушка в сторону плетеной изгороди.
- И с кем ты там живешь? – допытывался император.
- С мамой вдвоем живем, - ответила Зося, не понимая, откуда такой интерес возник у незнакомца к их покосившейся лачуге.
- Веди меня к матери. Руки твоей просить буду! – приказал император.
***
Виринея уже знала, какой гость к ней сейчас пожалует. И ожидала возвращение Зоси со смятением и тревогой.
Когда же царевна пришла, вывела ее в сени под предлогом помощи по дому, и рассказала, кто есть такой богатый незнакомец.
- Он родителей твоих вынудил из родных мест бежать. Столько людей хороших жизни лишил или скитаться по миру заставил, - объясняла Виринея Зосе.
- Матушка, не отдавай меня замуж за душегуба! - бросилась в ноги к матери девушка.
- Кто ж моего разрешения спрашивать будет? – с горечью сказала Виринея. – Но ты заранее не плачь. Есть у меня одна задумка…
***
- Уж простите, Ваше Величество, покормить-то мне Вас нечем, - сказала знахарка императору, возвратившись из сеней.
- Я не ради твоей никчемной нищенской еды здесь! Думай, что императору говоришь. Я дочь твою собираюсь с собой забрать!
Глаза императора сверкали. Он с презрением осматривал убогость жилища Виринеи и хотел побыстрее убраться из этого места.
- Я не против отдать Вам дочь, - отвечала #женщина . - Только приданого за Зосеньку я дать не могу. Зато сделаю Вам, Ваше Величество, бесценный подарок. Три желания, которые Вы загадаете, тотчас исполнятся.
Знахарка специально не уточнила, что хорошим людям загаданные желания приносят счастья, а на лиходеев, наоборот, могут накликать беду.
А тут кто-то в дверь постучал. Оказалось, это вестовой прибыл с дурными новостями. На дальних рубежах империи покоренный, но непокорный народ взбунтовался и погнал вероломных захватчиков.
- Что это за армия, которая трусливо бежит, получив первый серьезный отпор? Чтоб их приподняло и прихлопнуло! Только смерть сможет смыть с них позор! – выслушав гонца, в сердцах вскричал взбешенный император.
- Ваше Величество, осторожнее с желаниями, они могут сбыться, - тихо напомнил Главный советник.
Но было уже поздно. Все военные из монаршей свиты вначале взмыли в воздух, а потом упали замертво. То же самое случилось и с многочисленными войсками на рубежах империи.
- Накаркал?! Пусть язык твой за то отсохнет! - от ужаса не понимая, что делает, прошипел он советнику.
Но Главный советник лишь промычал в ответ, потому что тотчас онемел.
- Ах ты, колдунья! Из-за тебя я лучшей в мире армии и советника лишился. Да под землю мне провалиться, если не будешь ты сегодня болтаться на самом высоком дереве! – брызгая в злобе слюной, закричал на Виринею император.
Он замахнулся на женщину обнаженным кинжалом… И в тот же миг ушел под землю. Прямо через дощатый пол в избушке.
Избавились, наконец, народы от беспощадного узурпатора. И царь с царицей вернулись в свой дворец. Зосима, наконец, познакомилась со своими настоящими родителями. Но Виринею от этого любить не перестала. Очень уговаривала названную мать вместе с ней жить во дворце. Но Виринея отказалась. Не захотела свою привычную жизнь менять.
#сказки #сверхъестественное
===========================================================>>>
Лайки и подписка приветствуются!