Найти в Дзене
Марафон Инсайтов

Харизма, что это и как ее развивать? Путь Дениса Шведова.

В гостях проекта "Марафон Инсайтов" Денис Шведов - актер, cнимался в сериалах «Мажор», «Инкассаторы», "Волк", кинофильме «Жить» и другие.

Изображение предоставл Денис Шведовым
Изображение предоставл Денис Шведовым
У меня не было мечты стать актёром. У меня даже мыслей таких не было. Единственный момент, когда я столкнулся с этой работой, это когда после школы пришло время выбирать, куда идти.

- Привет! Как твои дела?

- Привет. Дела отлично. Также хочу поздороваться со всеми, кто нас читает.

- Расскажи, как проходит твоя изоляция?

- Я нахожусь на даче вместе с семьёй. Дача недалеко от Москвы. Мне даже повезло: я могу выйти в любой момент на воздух. В общем нечего особо рассказывать: дети и существование от прогулок до сна. Ещё отсутствие спорта и много еды (чёрт бы её побрал). Грусть-печаль от осознания того, сколько времени придётся потом проводить в спортзале. Приходится спасаться от этих мыслей ещё большим количеством еды.

- Но, тем не менее, ты же наслаждаешься этим временем, которое можешь провести с семьёй?

- Конечно. У меня был период до нового года: я много работал и даже думал, что было бы отлично какое-то время не делать этого и побыть с детьми. И этот период настал, так что я ни о чём не жалею.

- По сколько им лет сейчас?

- Дочке скоро исполнится четыре, а сыну - два.

- Сейчас самое прекрасное время! Хорошо, что ты его не пропустишь, потому что оно потом не повторится. Видимо, ты так сильно этого хотел, что вы, в итоге, и оказались в самоизоляции. Наверное, многие люди это загадали, чтобы наконец увидеть друг друга, пообщаться.

Сегодня вопросов будет довольно много, но в первую очередь меня интересует, как ты попал в профессию.

- Это не было мечтой. У меня даже мыслей таких не было. Единственный момент, когда я столкнулся с работой актёра, это когда после школы пришло время выбирать, куда идти. Тогда были такие книжки: в них перечислялись все вузы недалеко от Москвы и в конце всегда было описание того, что нужно делать и что сдавать, чтобы поступить. Помню, я листал книжку и наткнулся на один театральный вуз, не помню, какой. При поступлении проверяли твои навыки в танцах, пении и ещё ты должен был что-то прочесть. У меня тогда не укладывалось в голове, как это всё может делать один человек. Я не мог осознать, каким количеством навыков должен обладать тот, кто претендует на поступление и какого качества эти навыки должны быть.

Александр Серов, актёр. 
Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/6404/foto/572898/
Александр Серов, актёр. Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/6404/foto/572898/
И я впервые в жизни услышал, что учиться может быть интересно. Я тогда не понимал, как учёба и интерес могут сочетаться...

Поступил я в какой-то туристический вуз, чтобы не ходить в армию. В это время у меня был один знакомый, Саша Серов. Он был из семьи актёров, но время проводил с нами, ребятами со двора. Невероятно харизматичный. Когда я узнал, что он учится на первом курсе театрального, попросил его рассказать, как там всё происходит, что они делают. И я впервые в жизни услышал, что учиться может быть интересно. Я тогда не понимал, как учёба и интерес могут сочетаться. Его рассказы о том, что они делают, были для меня какой-то фантастикой. Я всё время просил его что-то рассказать, и он, как чуткий человек, заметил мой интерес. Сказал мне, чтобы я выучил что-нибудь и попробовал поступить. Я стал отнекиваться, говорил, что не смогу, у меня не получится. Тогда он сказал: “Давай так. У меня папа актёр. Давай мы к нему придём, он на тебя посмотрит, и скажет, что тебе примерно выучить. Ты выучишь и всё, была ни была”.

Я пошёл к папе. Это был Сергей Серов, потрясающий артист с невероятным комедийным даром. Он дал мне несколько советов.

Сергей Серов
Сергей Серов

От моего дома до театрального училища имени Щепкина ходил троллейбус. Мы всё время тусовались с ребятами в центре и видели это училище. Там всегда были огромные очереди и надо было приезжать очень рано, занимать места. Я приехал на первом троллейбусе около шести утра, ужасно замёрз. Началось всё только в одиннадцать. Я ещё был в нелепом жёлтом одеянии. Просто клоун. Думал, куда же я иду.

Я настолько устал, что не помню, что я читал. Мне потом просто сказали: “Всё, тебя взяли. Приноси документы”. Я понял, что хочу этим заниматься, наверное, только после того, как выпустился из училища и поступил в театр. Там уже было понимание, что, видимо, это мой путь.

Когда начались занятия, особо никто ничего не объяснял. Потом начались отрывки. Нам сказали: “Выходите, играйте”. А как? Как работать с текстом, с партнёром?..

- Получается, что у тебя были проводники, Серов и его папа. Они позволили тебе поверить в то, что ты это можешь.

- Скажи, пожалуйста, что ты делал, когда только попал в институт? Наверное, ты был огорошен?

- Мы поступили, настало лето. Я пошёл и купил книгу Станиславского, самую главную, про работу актёров. Сидел, читал. Она написана не как учебник, а как история театральной группы. Они что-то делают и ты учишься на их примере, соотносишь себя с ними.

Когда начались занятия, особо никто ничего не объяснял. Потом начались отрывки. Нам сказали: “Выходите, играйте”. А как? Как работать с текстом, с партнёром? У нас ведь тоже есть техника: как мы взаимодействуем, как слышим и как слушаем… А нам ничего не дали. Просто сказали, выходить и играть.

У нас была главная педагог по актёрскому мастерству. Единственное упражнение, которое я от неё запомнил, звучит так: “Чтобы тебя всегда было слышно, тебе надо ударять последнее слово”. Для неё, видимо, кино тогда вообще не существовало. Думала, что мы все будем работать в театре. Хотя, это правило всё-таки работает: когда ты ведёшь к последнему слову, у тебя дыхание автоматически становится нужной длины. Но что дальше? Я буду просто произносить текст? Это был тихий ужас.

Потом к нам пришла новый педагог, Наталия Арсеньевна Киндинова. Она была первая, кто вообще рассказал, как готовиться, как соотносить себя с тем, что происходит. Она очень многое нам дала. Кайф от сцены я начал получать только в работе с ней. Прошло два года с начала обучения, а я впервые получил удовольствие от процесса.

Константин Станиславский, русский театральный режиссёр.
Константин Станиславский, русский театральный режиссёр.
Главное обучение тому, как играть, и понимание того, что такое профессия, ты получаешь уже после завершения театрального института. То, что происходит до этого, имеет мало общего с реальностью.

- Фактически, нужно было “проживать” эти знания?

- Это не было “кайфухой”. У моего друга, Саши Серова, такой склад характера (плюс, он вырос в актёрской семье). Он понимал, с чем имеет дело. Ему было проще. Я вообще ничего не понимал. Всё моё обучение было такой “огранкой”. Я узнавал сам себя, за что я, конечно же, благодарен. Фактически, моя сознательная социальная, духовная, внутренняя жизнь началась с момента поступления в театральное училище.

- Можно сказать, что театральное училище стало для тебя школой обретения и познания себя самого?

- Главное обучение тому, как играть, и понимание того, что такое профессия, ты получаешь уже после завершения театрального института. То, что происходит до этого, имеет мало общего с реальностью. Надеюсь, что сейчас ситуация изменилась.

- Понятно. Я знаю, что ты работаешь в театре РАМТ. Скажи, это был первый театр, куда ты попал и так там и остался?

- Да, это первый театр, куда меня взяли и я там служу до сих пор.

- Круто! А как получилось, что ты попал в кино?

- Тогда мы все разносили фотографии по разным студиям. Я довольно быстро проскочил начальный период, не снимался в куче каких-то непонятных вещей. Так получилось, что меня нашла мой замечательный агент, с которой мы до сих пор сотрудничаем. Она позвала меня на пробы к фильму “Жить” Юры Быкова. После этого фильма она меня взяла к себе и я у неё один артист. Мы уже не агент и актёр, а близкие люди. Можно сказать, что судьбоносными были две встречи: с этим агентом, которая увидела меня среди кип фотографий, и с Юрой Быковым.

Кадр из фильма “Жить”, реж. Юрий Быков
Кадр из фильма “Жить”, реж. Юрий Быков
Тогда это был дебют в большом кино, и для него, и для меня. Для него - как для режиссёра, а для меня - как для актёра.

- Как ты считаешь, режиссёр для актёра тоже становится своего рода проводником? Помогает раскрыть свой потенциал? Бывает же такое, что режиссёр начинает “держаться” за актёра, а актёр - за режиссёра?

- Мы с Юрой одного возраста. Тогда это был дебют в большом кино, и для него, и для меня. Для него - как для режиссёра, а для меня - как для актёра. Это была обоюдная проверка наших возможностей, знаний и мастерства. Фильм “Жить” стал нашей проверкой того, насколько мы вообще пригодны для этой профессии. Я не могу сказать, что мы сразу поняли, что я его артист, а он мой режиссёр. Это была тяжёлая работа. Юра не простой, и я, наверное, тоже не прост. Получилось так, что мы в чём-то друг друга слышали и принимали друг друга такими, какие мы есть. Наверное, больше здесь сработало как раз это “человеческое”, чем сам фильм.

Только в любви, взаимопонимании и уважении может родиться продукт, который затронет сердца людей.

- Всё-таки важен этот человеческий контакт? Должна быть какая-то общая объединяющая вас энергия?

- Тут задача режиссёра, наверное, не в том, чтобы придумать какой-то невероятный сценарий, или заложить глубокие мысли в произведение, а в том, чтобы организовать процесс. Сделать так, чтобы артистам и всей группе было комфортно. Только в любви, взаимопонимании и уважении может родиться продукт, который затронет сердца людей.

В моей карьере бывали случаи, когда был прекрасный сценарий и при этом ничего не получалось. Не было человека, который бы всё это дело объединил и направил. Мы же не механизм, как стиральная машинка, в которой всё работает и всё получается, крутится и бельё становится чистым. Это нельзя потрогать. Есть гениальные люди, которые настраивают фортепиано. Так же и режиссёр.

- Получается, что эта профессия - про “чувствование” очень многих вещей, про энергии, которые не видны обычному человеку, но ощущаются режиссёром и командой. Если вокруг некомфортная обстановка - всё начинает ломаться, ты вываливаешься из процесса.

Скажи, пожалуйста, ты же играешь разные роли и воплощаешь на сцене и в кино разных людей. Что ты чувствуешь в эти моменты? Как ты это переживаешь? Может быть, этот человек потом становится частью тебя?

- Нет. Мне кажется, что всё, о чём ты говоришь, это “домашняя работа”. Нужно понять, про что эта история, какие люди в ней существуют, обогатить её. Это всё “домашняя работа” актёра. Когда ты приходишь на съёмочную площадку - в основном это техника. В сценарии обычно бывает одна-две ключевые сцены, в которых нужно что-то “прожить”. Всё остальное - это технические “пристройки”, понимание того, какое к тем или иным словам требуется наполнение.

Приведу пример: в фильме “Жить”, есть момент. В самом конце мы стоим с моим партнёром, Владом Толдыковым, внутри коровника. Тогда было не очень хорошо с питанием. Влад что-то мне говорит, а я смотрю куда-то сквозь пространство и думаю: “Так, интересно, а что на ужин сегодня? Как было бы хорошо съесть каких-нибудь пельменей, или чего-то такого”. Моя задача - обмануть тебя и выдать чужие мысли, слова и чувства за свои. Каким образом я это сделаю и о чём буду думать в этот момент на самом деле - уже не столь важно. Моя задача - тебя обмануть, чтобы ты поверил мне. Я не очень верю, когда актёр говорит: “Я с этим образом жил, проживал его, долго входил в него, или выходил”, и тому подобное. Куда ты входил? Ты вошёл в кадр, вышел из него и пошёл к себе в гримёрку пить кофе. Всё.

Есть самое простое актёрское упражнение на планете Земля, которое, наверное, все использовали, когда рассказывали анекдоты. Когда ты знаешь о чём говоришь, тебе не нужно “наживать” на это какие-то ещё образы или смыслы. У тебя автоматически логика мысли и речи выстраивается так, чтобы самый главный курьёзный момент звучал неожиданно и смешно. Поэтому, когда я заканчиваю работу, думаю не о работе, а, например, о том, как было бы классно покурить кальян.

Владислав Толдыков, актёр.
Владислав Толдыков, актёр.
Мне кажется, значение слова “харизма” на самом деле  - это сама жизнь, живой ты или нет.

- Мы, действительно, часто слышим эти фразы: “Я вышел из образа”, “Я вошёл в образ”, “Я живу с этим”. Было очень интересно, что по этому поводу ты думаешь. Расскажи, пожалуйста, приходится ли тебе расширять свой кругозор, когда ты готовишься к каким-то ролям, чтобы понимать, о чём говорят персонажи?

- Приведу пример. Однажды я участвовал в съёмках фильма про Великую Отечественную войну. Сначала читал сценарий. Персонажи обсуждали план наступления. Иногда они говорили непонятными для меня оборотами. Тогда я просто смотрел в поисковике, что же этот оборот означает, например, “они попали в “котёл””. Я лезу и смотрю  значение этого слова в обороте.

Главное обогащение происходит, скорее, от общения с огромным количеством неординарных людей, иногда очень образованных и знающих. В процессе подготовки ты получаешь знания о том, как работают свет, камера, фокус и тому подобное. Что касается каких-то специфических знаний: исторических или технических - очень редко бывает, что тебе нужно разбираться в чём-то особенно глубоко.

Во МХАТе шла пьеса “Копенгаген” (возможно, всё ещё идёт). Она о встрече нобелевских лауреатов по физике, на которой они профессиональным языком обсуждают то, что их волнует в повседневной жизни. В подобном случае, конечно, пришлось бы  вникнуть в то, о чём же говорит человек. Обычно, если я чего-то не знаю, я просто заглядываю в интернет, тут всё просто.

- Понятно. Скажи, пожалуйста, а что такое, в твоём понимании, харизма?

- Мне кажется, что харизма - это внутренняя свобода, это то, сколько любви от своих родителей ты получил в детстве. По-моему, харизмой обладают все: просто у кого-то это задавлено, а у кого-то нет, кому-то повезло с семьёй больше, а кому-то меньше. Это очень не простой вопрос, который, как мне кажется, связан с некими психологическими аспектами. Здесь очень важно, что именно у тебя происходило в детстве и в жизни. В период обучения я часто слышал, что сейчас среди актёров почти нет “настоящих мужиков”, а вот раньше был Смоктуновский… И тому подобное. Но тут надо понимать, что Смоктуновского многие знают, как “маленького” мягкого человека, каким он был в фильме “Берегись автомобиля”. Но очень мало кто знает, что у него есть военная медаль за взятие немецкой траншеи в штыковой атаке. Мы сейчас даже не представляем, что пережил этот человек. На харизму влияют подобные вещи, очень важно: где ты был, что ты делал, с каким количеством людей ты общался, дрался ли ты во дворе - это всё помогает тебе “быть живым”, чувствовать жизнь. Мне кажется, значение слова “харизма” на самом деле  - это сама жизнь, живой ты или нет.

- Получается, что опыт -  важный элемент профессии актёра. Нужно стремиться к новым местам и людям, общению, получать уникальный опыт ( а не запираться в четырёх стенах с книжкой), нужно чувствовать жизнь и проживать её.

- Да, хотя книги - это прекрасная вещь, они обогащают тебя, но это - далеко не всё. Что такое актёрское образование? Это просто хорошее гуманитарное образование. Ты много всего знаешь, тебя заставляют читать, смотреть картины, слушать музыку…  А, по сути, что я умею? Ничего.

Денис Шведов
Денис Шведов
Самое лучшее упражнение, которое я взял из училища, -  это чтение книг, более того, если ты хочешь хорошо говорить, просто читай вслух.

- Скажи, сейчас есть какие-то люди, которые тебе интересны и на которых ты равняешься? Можешь рассказать про них?

- У нас в стране есть три артиста, которые мне очень нравятся: Тимофей Трибунцев, Сергей Бурунов и Юрий Борисов. Они меня восхищают. Юра Борисов - талантливый молодой артист, играет в  прекрасном фильме “Бык”, очень рекомендую его посмотреть.

Все знают Сергея Бурунова как комедийного артиста, но он фантастически владеет словом, то, как он умеет строить диалог и чувствует драматургию - просто невероятно.

Тимофей Трибунцев интересен и невероятен не только в кино разных жанров, но ещё и в театре. Кто не смотрел - посмотрите спектакль “Дон Жуан” в Сатириконе. Он там играет самого Дон Жуана, И поверьте: это - Дон Жуан.

- А из западных актёров есть кто-нибудь?

- Знаешь, в западных сериалах и кино ты в шоке уже от тех людей, которые стоят на третьей линии, ты в шоке от того, как там играет даже массовка. Там является мотивацией сам проект.

- Мы говорили о том, как разговаривает актёр. А как нужно развивать речь? Я имею в виду не упражнения, а скорее, построение фраз. Может быть, ты много читаешь, или это врождённое?

- Самое лучшее упражнение, которое я взял из училища, -  это чтение книг, более того, если ты хочешь хорошо говорить, просто читай вслух. Самая лучшая тренировка - это артикуляционное мышление. Я тоже так делал: читал целое произведение или фрагмент и пытался самому себе рассказать, о чём оно, заинтересовать самого себя. Это работает и у меня, и у всех.

- Я согласен с тобой. Особенно хорошо это работает, когда ты читаешь вслух ребёнку. К сожалению, сейчас мы почти перестали читать детям сказки или пересказывать их.

Спасибо большое за то, что ты поделился такими интересными инсайтами, рассказал про то, как ты попал в эту профессию и что именно тебя к этому подтолкнуло. Хорошо, что есть такие люди, как ты, которые приходят, делятся и рассказывают.

Мне кажется, сейчас многим важно просто “прикоснуться” к профессии актёра, потому что это - лучший способ понять самого себя.

Я надеюсь, мы ещё вернёмся к этому обсуждению, буду рад пообщаться с тобой вновь. Спасибо тебе за инсайты. Всего тебе доброго!

- Я тоже буду рад новой встрече. Всего хорошего!

***

Интервью было записано в июне 2020 года.

МАРАФОН ИНСАЙТОВ
Подписывайтесь на страницу проекта и не пропустите новые публикации интервью с уникальными людьми в своих профессиях.

Автор и ведущий проекта: Андрей Дейч
Редактор проекта: Александр Выгран
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd

Вы также можете послушать это интервью в подкасте:

Yandex.Music: https://music.yandex.ru/album/10836717
Apple Podcasts: https://podcasts.apple.com/podcast/id1514156223
Другие плееры: https://audioboom.com/channels/5026273
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd
Об Авторе проекта - https://deych.com