За несколько месяцев до инцидента с U-2, бывший бизнесмен Томас Кендалл отправился в кругосветное путешествие с женой и детьми. К ним присоединился секретарь с ребенком, а через какое-то время и фотограф с журналистом. Однако их путешествие не получило бы известности, если бы не 22 марта 1960 года.
Стоит отметить, что компания передвигалась на переделанном самолете PBY-5A, который Томас купил у ВМС США. Именно на этом самолете они и приводнились в проливе Тиран, проведя там ночь. Во второй половине следующего дня летающая лодка была атакована. Бизнесмен и секретарь были ранены при попытке запустить двигатель самолета, но им все же удалось пройти около восьмиста метров по воде, после чего машина встретила риф. Благо небольшая глубина позволила всем эвакуироваться на берег, где они и были благополучно схвачены бедуинами, которые были прикомандированы к армии Саудовской Аравии. На корпусе самолета было обнаружено до 300 попаданий, а в море вытекло около 4000 литров топлива, которое чудом не загорелось. После допросов в Джидде всех пленных отпустили, немалую роль сыграл и посол США. Саудовская Аравия отказалась принять на себя ответственность за инцидент.
Начало тридцатых годов прошлого века известно многими событиями: великая депрессия в США, приход нацистов к власти в Германии, советская индустриализация и так далее. Сейчас нам кажется, что были темные годы, но А. Ледден так не считал. Он возглавил разработку самолета под индексом "модель 28". Расчетные данные моноплана с крыло, поднятом на пилоне над фюзеляжем-лодкой превосходили техническое задание. Опытный образец лишь подтвердил ожидания: XP3Y-1 ничуть не уступал конкурентам, а его стоимость составляла всего 90.000$(для сравнения, стоимость «Дуглас» XP3D-1 была уже 120.000$, а характеристики были схожими). Малоизвестная, для нас, компания "Консолидэйтед" смогла победить именитых конкурентов в конкурсе и заполучить контракт на постройку 60 летающих лодок. Классификация самолета изменилась: из чистокровной патрульной машины получили патрульно-бомбардировочную. Сам прототип был доведён до эталона и показал лучшие аэродинамические характеристики.
В конце октября 1936 года началось серийное производство "Каталин", которое закончилось только в 1945. Весьма неплохой срок для специфической машины, однако самолеты этого типа можно назвать долгожителями, которые уступают лишь С-47. Да, гидросамолет поднялся всего на 4 месяца позже, чем "Дакота", а в начале 21 века около сотни машин обслуживали авиалинии Норвегии, США и Канады. Помимо США самолет производился в Канаде и СССР. К сожалению, до войны не успели произвести большое количество машин - всего 27 РВY-1 на заводе №31(в том числе и из импортных деталей). А во время войны у СССР были другие проблемы, которые не позволяли заниматься узкоспециализированным производством "Каталин". Однако, эти гидросамолеты составили абсолютное большинство в гидроавиации СССР. Эти машины могли усилить отстающие ветви развития в авиации нашей страны, которая в 30-е годы поставила множество рекордов. Производство прекратилось в 1940 году по причине незаинтересованности ВВС в данном самолете, трудоемком производстве . Даже передовые характеристики не смогли спасти машину. Часть бортов переделали для гражданской службы. МП-7(морской пассажирский) могли брать до 20 пассажиров на борт. Советские модификации, естественно, отличались от оригинальных машин. Это касалось двигателей, которые были чуть мощнее, чем на ранних сериях, и вооружения(как оборонительного, так и бомбового). В целом, служба машин кажется куда более интересной на своей Родине, за океаном. Но в 1944 году для охраны конвоев СССР получил 138 РВN-1, 48 PBY-6А и неизвестное количество PBY-5A. Эти машины успешно занимались самыми различными задачами: искали сбитых летчиков, перевозили грузы и пассажиров, сопровождали конвои и занимались поиском мин. Также несколько раз высаживали десант в Болгарии и Румынии. Аналогичные задачи выполняли и "Каталины" на службе Великобритании и США.
Фирма «Консолидейтед» выпустила 2394 самолета (2159 на заводе в Сан-Диего и 235 -в Новом Орлеане), «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» в Филадельфии — 155, канадский филиал «Боинг» в Ванкувере — 362, завод «Кенедиен Виккерс» в Монреале — 369 и советский завод № 31 в Таганроге — 27. Таким образом, общий объем производства составил 3307 единиц. Иногда встречаются и другие цифры, несколько отличающиеся от данных. Массовость и надежность самолета сделала различные модификации PBY довольно популярными как в середине 30-х, так и до конца прошлого века. Летные характеристики до сих пор выглядят неплохо. Конечно, скорость летающей лодки не вызывает восхищения, но дальность перелёта, комфортабельность для экипажа сделали её хитом того времени. Чего стоит возможность находиться в воздухе до 26 часов ( в амфибийном варианте всего 17).
Гидросамолеты во время войны активно выполняли список весьма разных задач: поиск и спасение сбитых пилотов на море, патрулирование морских границ, обнаружение и уничтожение кораблей(как надводных, так и подводных). Экипаж самолета(от 7-8 человек до 11 в боевых условиях) отзывался о самолете очень хорошо. Хорошие летные характеристики и расположение оборонительного вооружения позволяли выполнять большинство поставленных задач. В частности именно эти самолеты обнаружили "Бисмарк"(преимуществом "Каталин" была возможность установки РЛС, позволяющей обнаруживать корабли в условиях малой видимости), сумевший оторваться от погони. Другим примером является перелёт Гарри Гопкинса(личный представитель Рузвельта для переговоров со Сталиным в период до 1 августа 1941 года). "Каталина" преодолела территорию, которая находилась под контролем Люфтваффе.
Но больше всего самолет явно запомнился сбитым пилотам. Борясь с холодными водами северных морей, отбиваясь от акул в Тихом океане, "Каталина" оставалась последней надеждой на спасение. Спасательные гидросамолеты получили прозвище "Дамбо", отсылающее к персонажу мультфильма. Они регулярно сопровождали ударные операции, патрулируя неподалеку.
После окончания войны большинство самолетов было переоборудовано в гражданскую версию. Большое количество из них было Норвегии, Швеции, Франции, Индонезии, Аргентине, Голландии и другим странам. После войны некоторые чартерные авиакомпании могли купить списанные самолеты. Их активно использовали в качестве грузоперевозчиков и перевозчиков пассажиров в труднодоступные места. В Канаде и США часть самолетов переоборудовали в пожарные самолеты. В корпус гидросамолета установили емкостью 4165 литров, который набирался при глиссировании на скорости около 100-120 км/ч. Полный бак набирался буквально за 30-40 секунд.
В наше время большинство летающих лодок данного типа можно увидеть в частных руках. Они до сих пор успешно перевозят людей и грузы туда, куда не могут добраться другие самолеты.