Говорят, в стародавние времена на Светлую седмицу по улицам ходили волочебники – то есть, почти как волшебники, только лучше, потому что их так называли не за то, что они умели ворожить, а за то, что они волочились («валачобнички валачылися...») по весенней распутице, не боясь промочить ноги, от дома к дому, чтоб разнести по округе благую весть и… заработать себе угощение.
Ходили они, стало быть, не просто так, а с песнями, в которых славили Христа и радовались его чудесному Воскресению. А в награду получали от хозяев крашеные яйца, сало и пироги.
Волочебный обряд ещё называли «зелёными святками».
Волочебные песни, и правда, очень похожи на святочные, но самих волочебников легко отличить от ряженых, которые напяливают на себя чёрте что и разыгрывают всякие забавные сценки во время Святок, чтобы потешить честной народ.
Во-первых, волочебники не шалят, а ликуют. Во-вторых, они не ряженые, а наряженные – то есть, нарядные.
Хотите знать, каковы современные волочебники? Это вам надо на Пасхальный фестиваль в творческий клуб «Феникс». В один из дней Светлой седмицы на «Хлебный хутор» в деревню Сорокино Печорского района Псковской области пожаловали они самые – с подлинными волочебными песнями и в аутентичных праздничных пестрядевых нарядах с украшениями ручной работы.
Можно было подумать, что преподаватели творческого клуба «Феникс» наконец-то изобрели машину времени и раскочегарили её на полную мощность.
Там потом от этой машины времени, которая прикидывается на «Хлебном хуторе» русской печкой, такая жара пошла, что всех ажно до XIV века пробрало по самую Испанию.
По улице по широкой
Но это чуть позже, а начался этот волочебный пасхальный концерт с самой, наверное, известной волочебной песни – из тех, что пели на Пасху жители псковских, смоленских и белорусских деревень:
По улице по широкой -
Христос воскрес Сыне Божий.
По траве-мураве по зеленой -
Христос воскрес Сыне Божий.
Там шли-брели волочебнички -
Христос воскрес Сыне Божий.
Волочебнички, недокушнички -
Христос воскрес Сыне Божий.
Они шли-брели, волочилися -
Христос воскрес Сыне Божий.
Волочилися, промочилися -
Христос воскрес Сыне Божий...
Самая модная лиса
Поздоровавшись со зрителями, как и подобает в Светлую седмицу («Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»), фениксовские волочебники затеяли весёлый перепляс с песней про лису, которая «в роще жила, грибы-ягоды брала»… пока к ней в гости не забрели три «молодчика», один другого «бодрее», и давай лису сначала обнимать, а потом и целовать.
Когда-то очень давно молодые люди водили на праздник такие шуточные хороводы, чтобы выбрать себе суженых-ряженых и подержаться с представителями противоположного пола за ручку.
Нынче присмотреть себе суженого или суженую намного проще, а вот с ряжеными, наоборот, стало совсем туго. Особенно, с ряжеными в русские национальные костюмы.
Поэтому вся эта лисья история с притопами да прихлопами была затеяна на «Хлебном хуторе» не столько для того, чтобы молодые люди, как встарь, могли лишний раз подержаться за руки (конечно, под присмотром старших), сколько для демонстрации их великолепных новых нарядов.
Да, вы угадали! – Это был показ мод. Только старинных мод. Потому что на нынешнем Пасхальном фестивале ансамбль «Фолк-Феникс» впервые выступал в нарядах, которые для него изготовили лучшие в Псковской области специалисты по народному костюму.
Бог в деталях
Костюмы эти настолько любовно сделаны, что поражают каждой своей деталью. Не зря же существует выражение «Бог в деталях».
Например, у всех до одной певуний «Фолк-Феникса» теперь на груди красуется разноцветный гайтан – специальная сплетённая вручную из бисера лента со старинным орнаментом. Можете себе представить, сколько в эти детали вложено труда!
Разработали и сшили эти костюмы да ещё и украшения к ним смастерили преподаватели Псковского политехнического колледжа Людмила Яковлева и Екатерина Ефимова.
Для этого они заказали специальные ткани с цветной набойкой – в точности с такими же узорами, какие были популярны в XIX веке, и сшили из них рубахи да сарафаны по музейным образцам.
За образец для бисерного гайтана Екатерина Ефимова, в частности, взяла подсмотренный в этнографическом музее гайтан XIX века из Брянского уезда Орловской губернии.
Почему Орловской?
Да потому что подлинных старинных псковских костюмов почти не сохранилось, и никто в точности не знает, носили псковички в старину такие гайтаны или нет.
Известно только, что они плели себе украшения в основном из речного жемчуга, который в изобилии производил двустворчатый моллюск-перловица. И настолько эти древние псковички любили украшать себя этим речным жемчугом да так усердно изготавливали из него себе шишаки да ожерелки, что уже к середине XIX века почти всех речных жемчужных моллюсков в наших краях истребили.
Потом наверняка увлеклись разноцветным бисером, но подтверждений тому нет, ведь с тех пор враги столько раз разоряли псковскую землю, что в бабушкиных сундуках ничего не сохранилось.
Так что Екатерина Ефимова вдохновлялась в своей работе брянским гайтаном. Она творчески переработала старинный узор, а потом своими руками сплела для «Фолк-Феникса» полтора десятка новых, теперь уже несомненно псковских, гайтанов.
Кстати, на изготовление одного гайтана у мастера уходит почти неделя, потому что Екатерина плетёт их вечерами – в свободное от основной работы время.
Теперь эти гайтаны «Фолк-Феникса» хранятся в специальной деревянной шкатулке – хоть сейчас в музее показывай.
Сарафаны да рубахи для «Фолк-Феникса» тоже сшиты со знанием дела. Специалисты легко опознают в этих сарафанах, допустим, «синяк» - домотканый выкрашенный в индиго сарафан, который носили самые бедные крестьянки.
Между прочим, Людмила Яковлева и Екатерина Ефимова – постоянные участники этнографических фестивалей (например, недавно они ездили на такой фестиваль в Ярославль), поэтому они создавали эту коллекцию одежды с таким прицелом, чтобы можно было похвастаться ею перед коллегами или даже поучаствовать с этими нарядами в каком-нибудь престижном конкурсе.
Так что разодетым эдаким манером воспитанникам «Феникса» теперь прямой путь в модели.
В главном – единство!
Тем более, что новая одежда обязывает. Ведь, по словам Людмилы Яковлевой, народный костюм сам по себе меняет человека. Вот и артисты «Фолк-Феникса», как мы все убедились на Пасхальном фестивале, начали двигаться в новых костюмах иначе.
У них сразу появились и царская осанка, и стать, и чувство единения – друг с другом и со своими предками.
Быть может, они пока мало что знают про историю русского костюма, говорит Людмила, но, безусловно, ощущают его влияние. Ведь мастерицы из Псковского политехнического колледжа не просто постарались сделать так, чтобы все девочки «Фолк-Феникса» осознали себя красавицами, а парни – красавцами.
Авторы этой коллекции создали ещё один ансамбль – из старинных костюмов, чтобы такие разные ребята надели на себя такие разноцветные, сшитые из разноузорчатых лоскутков, одежды – и вдруг осознали свою причастность к многовековой национальной культуре и вместе с тем чувство локтя.
Просто потому, что по новым костюмам сразу видно, что эти молодые люди родом из одной деревни, говорят художники-модельеры «Фолк-Феникса».
(А мы даже знаем, как эта деревня называется и где она находится. Конечно же, Сорокино, конечно же, в Печорском районе Псковской области!)
Вот так в новых костюмах для фольклорного ансамбля неожиданно отразился один из постулатов девиза творческого клуба «Феникс» - «в главном – единство!». Не зря же за дело взялись профессионалы.
Они даже позаботились о том, чтобы сшитые ими костюмы могли подрастать вместе с воспитанниками «Феникса». Ведь их можно в любом месте надставить новыми разноцветными лоскутками, как наши пра-пра-прабабушки и делали.
На горе Монсеррат зреет… алюминиевый огурец
Теперь расскажем, как из лискиной рощи, где она, разодетая в узорчатый сарафан и с бисерным гайтаном на шее, собирала грибы да ягоды, переместиться хоть в Испанию XIV века, хоть в Ирландию XVII-го…
Это надо пройти через брезентовое поле с алюминиевыми огурцами, а потом свернуть налево.
Да, вот такой маршрут. На этот раз зрители Пасхального фестиваля на «Хлебном хуторе» и глазом не успели моргнуть, как из XIX века сначала угодили в XXI-й, а потом в XIV-й.
Это потому, что артисты творческого клуба «Феникс» как настоящие профессионалы умеют моментально перевоплощаться из одного образа в другой.
Вот только что они водили на сцене чинные хороводы, распевая протяжные народные песни, а вот уже горланят Цоя: «А я сажаю алюминиевые огурцы...а-а-а-а… на брезентовом поле!»
Тут даже преподаватель фольклорного ансамбля Елена Федина вслух подивилась, какая всё-таки «резвая» в «Фениксе» молодёжь.
«Красная книга» мелодий
Ещё один взмах ресницами – и деревня Сорокино перемещается в средневековую Англию под музыку из сборника Джона Плейфорда (жил там в XVII веке такой известный композитор и книгоиздатель).
Одни названия из этого сборника чего стоят, например: «Однажды я полюбил прекрасную деву» или «Прогони холодную зиму прочь».
Дальше – больше. Не успели слушатели перевести дух (русский дух на дух английский), наслаждаясь грёзами о прекрасных девах Туманного Альбиона, как воспитанники Екатерины Жаковой (на этот раз младший состав ансамбля старинных инструментов) перенесли их в Ирландию и Испанию.
Оказалось, что в XIV веке там в испанском монастыре Монсеррат была написана от руки «Красная книга» – тоже сборник музыкальных произведений, одно из которых как будто нарочно создано для «Феникса» и называется «Споём же вместе».
Не знаем, как там в XIV веке это всё происходило в Испании, а в Печорском районе Псковской области в XXI веке после «Споём же вместе» такое началось, что испанским монахам и не снилось. Тут вам и «Движ-Париж», тут вам и «Одинокий пастух» украинско-молдавско-румынского происхождения, но немецкого розлива…
Так что на этот раз в финале концерта Ума Карязина напрасно спрашивала у собравшихся «Куда уходит детство?».
Все и так уже поняли: если детство отправляется в путь вместе с волочебниками – то может забрести в такие далёкие дали, что ищи-свищи.
«Это мы ещё только учимся создавать людям хорошее настроение и владеть своим собственным, чтобы не поддаваться на эмоции, а держать нужный настрой и легко переключаться из одного жанра в другой», - объясняла публике педагог Псковской школы искусств и клуба «Феникс» Елена Федина.
…Но почему-то когда часы показали, что гостям Пасхального фестиваля пора разъезжаться по домам, все сшитые для царевишен «Фолк-Феникса» нарядные сарафаны так и остались при них и ни один резной царский трон «Хлебного хутора» не превратился в тыкву.