В этой статье я бы хотела рассмотреть тему любви и агрессии в подходе Мелани Кляйн-детского психоаналитика.
Мелани является детским психоаналитиком, она проходила свой психоанализ у Сандро Ференци, потом она знакомится с Карлом Абрахамом, и его идеи произвели на нее очень большое впечатление и в своих работах и разработках она будет очень часто на него ссылаться
Наиболее важным достижением Кляин является создание игровой техники. Это было важное открытие, так как во взрослом психоанализе мы следуем ассоциациям клиента, в то время как дети не могут так ассоциировать , как взрослые, поэтому они играют. Из этого следует, что в детском психоанализе мы следует за их ассоциативными играми в процессе консультации. Она полагала, что ребенок должен двигаться, должен играть, видеть своего аналитика, и как я уже сказала, аналитик тут будет применять технику свободной игры.
Именно Кляин определила, как должна была выглядеть игровая комната: каждый ребенок имел свой ящик с игрушками, игрушки не должны были быть большими, это позволяло игрушкам выступать в качестве внутреннего мира ребенка.
В отличии от Анны Фрейд, Мелани Кляйн считала , что у детей наступает перенос. И она уделяла большое внимание переносу, а именно негативному переносу. Кляйн говорила, что ребенок справляется в тревогами, конфликтами, вновь переживает к аналитику те же чувства, что он испытывал по отношению к своим ранним объектам. Например, он отворачивается от аналитика, как он отворачивался от своих первичных объектов. Так же пытается расщепить отношение к нему, удерживая его либо как хорошую, либо как плохую фигуру. И все это Кляйн относила к раннему младенчеству
Так же Мелани Кляйн уделяла внимание анализу взаимоотношений ребенка с архаичными частичными объектами его внутреннего мира, например это объекты расщепленные на хорошую или на плохую часть
Есть инфантильные объекты отношений , или ранние объекты отношений, и потом возникает ангуляция, ангулярные отношения и далее. Она отмечала, что примитивные объектные отношения существуют с рождения, они коренятся во взаимоотношении реальности и фантазии. Кляин уделяла большое внимание детским фантазиям, так как фантазии по мнению Мелани- это место встречи результата и желаний, тревог и защит,
Нужно сказать, что Мелани Кляйн в своей теории развития исходила из того, что у ребенка с самого начала действуют 2 основных влечения : сексуально- любовное влечение и разрушительно- агрессивное. И таким образом, автор обозначила амбивалентность человеческой природы и связи любви и ненависти.
Более того, она в своей теории связывала теорию влечения сексуально-любовную, разрушительно-агрессивное и объектные отношения, и что с этими влечениями происходит в процессе разворачивания объектных отношений и какую роль играют объектные отношения во внутреннем мире ребенка, а в последствии, как формируется его личность.
По мнению Кляин мать это первичный объект любви и ненависти, именно на маму ребенок направляет и любовь и ненависть. Он любит ее, когда она удовлетворяет его потребности, и он испытывает чувство безопасности. Ребенок имеет возможность сосать грудь и делает это с удовольствием, чувствует себя в безопасности, тогда мама хорошая и переживается, как хорошая. В ситуации же не удовлетворения ребенок испытывает боль, дискомфорт, ненависть, агрессивные переживания, в своих фантазиях он разрушает тот объект, ту личность, которая является объектом всех его желаний, испытывает чувство ненависти, в этот момент мама переживается как плохая.
Часто дети испытывают трудности принимать грудь мамы, так как переживается, как плохая, вызывает много тревоги, это небезопасная мама, и в таком случае дети могу отказаться от грудного вскармливания.
Ненависть, агрессивные переживая –вызывают у ребенка болезненные состояния, удушья, одышки, которые могут быть деструктивными для его тела. Нужно сказать, что переживания безопасности по Мелани –это важный компонент удовольствия, когда ребенок получает любовь. Более того, материнский объект – это объект удовлетворяющий его потребность в самосохранении и чувстве безопасности. То есть мы тут видим ключевое слово, или чувство, которое выводит Мелани Кляин, а именно безопасность. И действительно, с безопасности, с удовольствием, начинаются наши отношения с внешним миром, как мы воспринимает этот мир, и как мы в последующем мы будем его воспринимать. И даже в терапии главным условием выступает безопасность, причем , как безопасность как для пациента, так и для психотерапевта, особенно когда речь идет о тяжелых личностных расстройствах. Вот это вот состояние безопасности для двух фигур, которые принимают участие в терапии. Два чувства: любовь и ненависть ребенок переживает в отношении материнской фигуры, эта борьба продолжается на протяжении всей жизни человека и становится источником опасности в человеческих отношениях, как отметит Мелани Кляин.
Ребенок фантазирует об объекте по поводу удовлетворения потребностей и желаний, фантазии сопровождаются переживаниями ребенка. Приятные фантазии вызваны удовлетворением, а неприятные и фрустрирующие фантазии порождают разного рода деструктивные переживания. И когда грудь фрустрирует, например, когда ребенок хочет кушать, а молока нет, тогда он атакует ее в своих фантазиях, хочет кусать свою маму, хочет разорвать ее, и разорвать ее грудь, разрушить и уничтожить. Зарождается желание смерти любимому объекту, а вместе с тем и чувство вины. Если на шизо-параноидной позиции объект расщеплен и идентичность ребенка тоже, поэтому объект либо хороший удовлетворявший, и ребенок находится в безопасности, либо объект плохой ,неудовлетворяющий, он фрустрирован, он испытывает чувство ненависти, объект плохой и он сам плохой. После шизо-параноидной стадии идет интеграция и объекта и идентичности и тогда зарождается амбивалентность, и когда ребенок, как мы говорим, опять испытывает фрустрацию, злится на маму и в своих фантазиях разрушает ее , но при этом он ее и любит он испытывает чувство вины. Поэтому мы можем предположить, что чувство вины у человека связано с бессознательным разрушением раннего объекта. Конечно, мы не помним, что с нами было в 1 -2 месяца, но тем не менее, мы можем наш опыт воспроизводить в ассоциациях, в наших фантазиях, и на уровне тела, то, что может быть наблюдаемо и интерпретировано.
И тут Клян вводит такое понятие как репарация, это механизм, который запускается, на депрессивной ситуации развития, это восстановление разрушенного объекта.
Интересная идея у Мелани Кляйн о чувстве вины. Обнаружив в себе импульсы ненависти к человеку, мы переживаем вину и беспокойство. Вина проявляет себя различными замаскированными способами, выступает источниками нарушений личностных взаимоотношений. Например, человек может страдать от непризнательности другими людьми, чувствовать, что его как будто бы не признают, или считать себя недостойным уважения, кто то может быть не доволен собой, внешностью или работой. И Кляйн отметит, что у некоторых людей особая потребность в похвале и одобрении, и подтверждении, что они милые и достойные любви потому так ярка, потому, что это переживание возникает из за страха быть неспособным любить других достаточным образом. И так же быть неспособными управлять своими агрессивными импульсами по отношению к другому человеку, и такие люди часто боятся казаться быть опасными для любимого человека.
Переживание любви возникает в ответ на любовь и заботу матери по отношению к нему, и когда возникает конфликт между любовью и ненавистью активизируется страх, потерять любимый объект, возникает такой страх на депрессивной позиции человека. И, можно сказать, что это очень важный шаг в развитии человека, когда вина и страдание входит в чувство любви и оказывает влияние на ребенка.
Таким образом Эго младенца решает задачи не только о взаимодействии с внешним миром, но и со своими влечениями, со своим внутренним объектным миром.
По Мелани Кляйн первичным объектом у ребенка является грудь, потом она становиться хорошей или плохой грудью, потом мать становиться частичным объектом, и только потом она станет целостным объектом. Иногда так случается, что люди остаются на уровне частичного объекта, такие люди и себя и других воспринимают, как бы, по частям, а не как целостный объект. Интроецируя, поглощая, изучая и идентифицируя их с первичным объектом и с возникающими объектными отношениями, у нас получаются внутренние объекты, какие то хорошие, какие то плохие, там они смешиваются, связываются с нашим миром влечений, с нашими аффектами и таким образом мы наполняемся этими объектами, и в заключении образовываемся мы сами. Именно поэтому мы в психоанализе изучаем ранние отношения человека потому, что это то, чем мы наполнены внутри, именно этими отношениями, аффектами, объектами.
Таким образом ребенок строит свой внутренний мир и овладевает влечениями. Например, если мама надежный постоянный объект, на который можно опереться, доступный объект, то в момент страсти, то у ребенка есть возможность овладеть своими агрессивными влечениями, это такая внутренняя устойчивая и надежная мама, она дает возможность ребенку опереться на этот объект и справиться с агрессивными влечениями.
Но если такой мамы нет, то это уже вариант диффузной идентичности, полное ощущение размытости, как будто внутри не на что опереться. А когда не на кого опереться , а возник эмоциональный импульс, тогда человек может пойти и совершать тот или иной противоправный поступок.