Дисциплина- то, что помогает человеку самому управлять своей жизнью эффективно и идти к своим целям.
Самодисциплина приходит через внешнюю дисциплину.
Четко размеченный распорядок дня имеет место быть, но все же является крайностью и выбивание из него ведет к другим внешним проблемам и внутренним переживаниям. Ориентироваться, в первую очередь, необходимо на себя: свой организм, который может, например, заболеть, свои цели и желания. Кроме того, есть непредвиденные внешние обстоятельства, молнией вносящие изменения. При жестком распорядке жизни они могут надолго выбить из любой колеи.
Употребляем слово "Дисциплина" в контексте взаимоотношений и воспитания ребенка, ведь счастливый ребенок совершенно не значит, что это ребенок который делает всё, что хочет, когда хочет, с кем и по щелчку его пальцев.
Дисциплина у многих ассоциируется с диктатом и несет негатив, но она может быть позитивной и эффективной одновременно:
1. Родители должны устанавливать четкие границы поведения и оставаться твердыми в их соблюдении.
Если нельзя перед сном сладкое, потому что это вредит зубам и сну, значит нельзя всегда.
Если нельзя входить в комнату без стука, когда дверь закрыта, значит всегда необходимо стучать и спрашивать разрешения войти.
- Учит уважать Ваше мнение, Ваши границы и формирует здоровые личные границы и ребенка.
2. Учить самоконтролю и показывать моменты, когда ребенок начинает вести себя неадекватно ситуации.
Бегать по площадке во время прогулки- адекватно, бегать по классу во время урока- нет. Рассказывайте, описывайте ситуацию и задавайте в процессе вопросы ребенку, спрашивайте его мнение.
3. Поощрять хорошее.
Проявил инициативу, чтобы помочь по дому- поблагодарить, сам захотел что-то приготовить- поблагодарить и дать возможность по возрасту- похвалить самостоятельность, поблагодарить за участие в готовке и порадоваться вместе результату.
4. Игнорировать поведение, которое направлено на привлечение внимания.
Если Вы работаете в этот момент или занимаетесь чем-то, что требует повышенного внимания и концентрации, отвлекаясь можете допустить ошибку или травму. Ребенок должен научиться понимать, что Ваши интересы тоже важны, Ваши потребности тоже важны. Что на "улице" никто не подбежит и не даст то, что он хочет- внимания и почитания. Сверстники в подростковом скорее могут навешать люлей) за такое поведение, гнобить или сделать изгоем.
Объясняйте словами важность Вашего действия или опасность отвлечения внимания. Попросите подождать "5 минут" или "после того, как закончу с этим,...".
5. Разговаривайте о ценностях, нормах и их важности.
Обсуждайте сложные вопросы, формируйте критичное мышление, тогда ребенок сможет сам для себя определять, что есть хорошо для него, а что нет. Сделать силиконовые губы, нанести тонны косметики и вставить импланты или ухаживать за собой, пользоваться косметикой умеренно, быть привлекательным и интересным человеком, способным отстаивать свои интересы и границы, строить здоровые отношения с человеком, который тоже имеет ценности.
Ценности и нормы в обществе меняются. Когда человек становится взрослым, он должен сам уметь определить для себя хорошее, чтобы не ввязаться в опасные мероприятия.
6. Последствия ненадлежащего поведения должны быть соразмерны и немедленными.
Если ребенок сделал нехороший поступок: ударил кого-то, сломал чье-то- исключите "поговорим дома" и "дома я тебе устрою"- это не решит вопрос, но усугубит и добавит новых проблем.
Стоит сказать сразу и дать понять, что было сделано плохо и почему оно плохо, привести сравнение, поставив его на место пострадавшего. Не бить, не кричать, но строго и бескомпромиссно. Дома можете еще раз и спокойно разобрать ситуацию, спрашивать его мнение и выводы, НЕ формируя чувство вины (ты- хороший, поступок- не очень) .
Дети часто поняв, что сделали "плохое", очень расстраиваются, поэтому на этом этапе необходима поддержка в виде: ты не знал, но получил опыт ошибки, сделай из нее выводы, реши, и учись не допускать подобного.
Мы учимся всю жизнь и ошибки- её часть.