Летом 2020 года я совершил одиночный поход вокруг полуострова Шмидта - самой северной оконечности острова Сахалин. Множество прижимов и непроходов, скалы, реки, ручьи, десятки мысов и постоянные встречи с медведями, сделали этот поход самым опасным в моей жизни. В этой статье представлены отрывки из моего дневника, который я вел во время похода. Я буду описывать события, которые произошли со мной в шестой день похода. Чтобы прочитать про пятый день, переходите по этой ссылке.
14 августа 2020 г. День 6
Проснулся в 9:40, с утра был туман, поэтому тент палатки был сильно мокрый. Погода была хорошая, солнце жарило. Первым делом пошел в баню, там умылся, потом бригадир Михалыч позвал пить чай. Чай с варёными яйцами и сосисками. Мужики уже были наготове, во время шторма порвало несколько неводов и они срочно поехали их чинить. На базе остался только повар, бригадир Михалыч и Миха. С Михой мы разговорились, и оказалось, что он очень интересный человек, 7 лет жил в Китае и работал там диджеем, потом переехал в Таиланд. Вот кого кого, а диджея среди рыбаков я точно не ожидал встретить. В такие моменты в очередной раз убеждаешься насколько тесен наш огромный мир. В 11:00 я уже был готов идти, стан находился на протоке (54.325167, 142.611653) и пешком переходить вдоль нее по насыпи было опасно. Мужики сказали, что подбросят меня до берега, я не стал отказываться. На дорожку я съел тарелку вкуснейшего свекольника, поблагодарил повара, сел в кунгас (лодку), Миха завел мотор и мы поплыли.
Меня подбросили прямо к метеостанции. (54.337069, 142.636597). Я зашел, поздоровался со смотрителями, спросил погоду и уже через 5 минут шел по берегу к мысу Елизавета.
В районе 13:00 я дошел до стана Иваныча (54.37592 142.67683), о котором был уже наслышан. Василий Иваныч оказался добрым и гостеприимным мужиком, забавно, что несмотря на такое "русское" имя он был корейцем. Первым делом я спросил про дорогу на маяк. Потом я попытался договориться, чтобы меня немного подбросили вдоль восточного берега. Расчет был на то, что у них там стояли невода, но оказалось, что неводов там они не ставили, и лодки в ту сторону не плавали. Надежда на то, что самый сложный участок пути я проплыву на лодке рухнула. Я был расстроен, но выбора, кроме как идти самому у меня не было. Василий Иваныч рассказал, что раз в два года кто-нибудь проходит вокруг Шмидта, и по восточному берегу вполне реально пройти. Я решил дойти до маяка и заночевать там. Перед уходом я съел тарелку рожек с тушенкой и кусок жареной горбуши. Попил чайку, еще немного поболтал с Иванычем и пошел в сторону маяка. Главное, я узнал, что ближайшие 2 дня с утра будет полный отлив, в теории это должно было мне позволить пройти опасные участки с меньшими проблемами.
Пройдя километра 1,5 я наткнулся на первый небольшой прижим. Переобулся в сандали и прошел его без особых проблем. Следующий прижим я преодолел с помощью веревки, которую оставили там добрые люди.
Впереди показался мыс Бакланий (54.41068 142.66348). Я прошел несколько метров по берегу в сторону мыса, и вдруг увидел, что сверху спускается медведь. Медведь был не слишком большой, мне показалось, что он уже довольно старый. Первым делом я начал свистеть в свисток, медведь на это никак не реагировал. Я начал кричать - тоже ноль реакции. Медведь потихоньку спустился на берег и начал идти в мою сторону. Тут уже я реально начал бояться. Голова сразу начала вспоминать всю информацию о том, как себя вести при встрече с медведем, которую я изучал перед походом. Я быстро нашел высокий камень, залез на него, поднял руки и начал свистеть и кричать. Медведь продолжал все это игнорировать и приближался ко мне все ближе и ближе. Мозг работал четко, я достал фальшфейер, вытащил его из чехла и был готов зажечь в любую секунду. Было видно, что медведь видел меня и шел целенаправленно ко мне. Это не было похоже на то, что он хочет атаковать меня. Скорее ему было любопытно, что это за зверь стоит на его тропе, и он медленно подходил все ближе и ближе. Я зажег фальшфейер, когда между мной и медведем было около трех метров. Яркий красный огонь, много дыма и едкий запах сделали свое дело - медведь развернулся и пошел прочь. Я наконец-то смог немного расслабиться. Я осознал, что в этой стрессовой ситуации мозг работал очень четко и ясно, я делал все по алгоритму и помнил все, о чем читал. Все-таки когда перед твоим лицом смерть, то организм способен на многое.
Медведь ушел как раз туда, куда я сам хотел идти, я не захотел идти за ним по пятам и решил обойти этот мыс по верху. Наверное это было ошибкой, потому что мне пришлось около часа подниматься с рюкзаком по очень крутой горе, хватаясь за стланик и всеми силами пытаться не упасть вниз. Но виды с верху открылись шикарные.
Подняться было еще пол дела, спускаться мне пришлось по плотному бурелому из стланика. В общем на обход Бакланьего мыса у меня ушло около 2-х часов,времени и огромное количество потраченных сил. Спустился к берегу и пошел дальше. Через какое-то время слышу шум сзади, поворачиваюсь, а это тот самый медведь догоняет меня. В этот раз он прошел стороной, обогнал меня и повернулся в мою сторону. Я свистнул в свисток и он поджав хвост побежал от меня вперед. Было видно, что медведь потерял всякое любопытство ко мне и стал меня опасаться-фальшфейер подействовал как надо. Я немного подождал и пошел дальше. Далее мне пришлось преодолеть еще пять или шесть прижимов различной сложности. В зависимости от ситуации, какие-то я переходил вброд, а некоторые я обходил поверху, пользуясь натоптанными медвежьими тропами и "залазами". Все это время мой косолапый друг был рядом и я еще не раз видел его. Он был занят своими делами и интереса ко мне не проявлял.
В какой-то момент я поднялся наверх и шел по верху, не спускаясь вниз до момента, пока не показался маяк. На самой северной точке мыса Елизаветы стоял деревянный крест (54.42481 142.70556). Это место является самой северной точкой острова Сахалин, и в тот момент я почувствовал крайнюю степень удовлетворения.
— Да, я сделал это! Я стоял на самой северной точке острова!
От креста до маяка около километра по прямой, я продолжал идти поверху, где-то пользуясь медвежьими тропами, где-то прорываясь сквозь бурелом. Через час наконец-то открылся вид на маяк.
Дом смотрителя маяка стоял на высоком берегу, я знал, что к нему прямо с берега идет лестница по которой можно взобраться. Поверху до него было дойти не реально, я нашел подходящее место и спустился вниз, на побережье. В итоге где-то только в восьмом часу вечера я добрался к подножью маяка (54.42031 142.71998). Подойдя к лестнице я обнаружил, что потерял свой последний фальшфейер. Видимо пока я прорывался сквозь бурелом, он выпал. Вероятность найти его была очень мала, и я даже не стал тратить силы и время, чтобы вернуться. Я был полностью беззащитен. Я прекрасно осознавал, что если ситуация с медведем повторится, то живым мне выйти из нее будет очень сложно. И впереди было еще несколько дней пути и вероятность такой встречи была высока. Но вариант у меня был только один-идти вперед. Я поднялся к маяку, вернее к дому, в котором еще 4 года назад жил смотритель с женой. Сам маяк находился в двухсот метрах от дома. Первым делом я осмотрел дом и нашел себе комнату с кроватью, в ней я и собирался ночевать.
Дом был заброшен и внутри было крайне неуютно. Я постоянно представлял как бы там все было, если бы маяк был еще рабочий, и жалел о том, что было все заброшено. Потом я сходил к ручью и набрал воды. Ручей находится в 50 метрах от дома (54.41950 142.71843). Было еще светло ,и я решил прогуляться до маяка, чтобы прикинуть какой путь мне предстояло пройти на следующий день. Отчетливо виднелись два прижима, но со стороны они не казались слишком ужасающими.
Вернувшись с маяка я приготовил макароны с колбасой, поел, попил чаю и пошел в свою комнату. Мне не давала покоя мысль, что я теперь без фальшфейера и я решил смастерить самодельный из солдатских спичек, которые горят даже под водой. Смотал скотчем штук 7 таких спичек и примотал их к маркеру, а черкаш приклеил на крышку того же маркера. Спички у меня были с собой, а маркер я нашел в доме.
В итоге получился вполне рабочий фальшфейер, но в тот момент я хотел только одного, чтобы не возникало ситуаций, когда бы мне нужно было его применять. Где-то в 21:30 я лег в кровать. Перед сном читал найденный в доме советский журнал "Сельский механизатор" а потом писал дневник. Вот так и закончился один из самых сложных и опасных дней в моем походе. Про следующий день моего похода можно прочитать в этой статье.
Спасибо за внимание! Читайте другие статьи про мой поход вокруг полуострова Шмидта по хештегу #russian backpacker вокруг шмидта. По хештегу #russian backpacker сахалин вы найдете все мои статьи про путешествие по острову Сахалин.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / INSTAGRAM / TELEGRAM