Найти в Дзене
Правильные наветы

Образование и культура в реформе Писистрата

Предыдущие статьи этой темы: Законы Солона; Опора на «средний класс» в реформах Писистрата; Экономическое регулирование в реформе Писистрата; Национальная идея и достижение социального мира в реформе Писистрата При Писистрате была построена первая афинская пифагорейская гимназия, где ученики занимались гимнастикой для тела, ума и души. Бывая в Афинах, я люблю поразмыслить, гуляя по тому месту. Позже там прогуливались перипатетики аристотелевского «лицея». При Писистрате были записаны произведения Гомера и Гесиода. Учёные и учителя-просветители получили достойный статус в обществе. Этого нет в странах с преобладанием средневекового менталитета. За более чем 200 последующих лет, в течение которых людей в Афинах редко наказывали за инакомыслие, философия прошла больший путь в познании Прави, чем за полторы тысячи лет христианского фундаментализма в Европе. В те далекие времена Писистрат выбрал ритуалы жизнелюбивых богов. Тогда у греков были такие боги. При Писистрате городским праздником

Предыдущие статьи этой темы:

Законы Солона;

Опора на «средний класс» в реформах Писистрата;

Экономическое регулирование в реформе Писистрата;

Национальная идея и достижение социального мира в реформе Писистрата

При Писистрате была построена первая афинская пифагорейская гимназия, где ученики занимались гимнастикой для тела, ума и души. Бывая в Афинах, я люблю поразмыслить, гуляя по тому месту. Позже там прогуливались перипатетики аристотелевского «лицея».

Ионическая капитель Эрехтейона
Ионическая капитель Эрехтейона

При Писистрате были записаны произведения Гомера и Гесиода. Учёные и учителя-просветители получили достойный статус в обществе. Этого нет в странах с преобладанием средневекового менталитета. За более чем 200 последующих лет, в течение которых людей в Афинах редко наказывали за инакомыслие, философия прошла больший путь в познании Прави, чем за полторы тысячи лет христианского фундаментализма в Европе.

В те далекие времена Писистрат выбрал ритуалы жизнелюбивых богов. Тогда у греков были такие боги.

Зевс
Зевс

При Писистрате городским праздником стали Дионисии — посвященные Дионису торжества. Он построил первый большой греческий театр у подножья Акрополя, где проводились представления и конкурсы, посвящённые Дионису. Там исполнялись дифирамбы. Дифирамбос — объединяющий круговой танец с песнопением во славу Диониса вроде того хоровода, что водили славяне на Ивана Купалу. Летним солнцестоянием заканчивалось время Диониса, и на летнее солнцестояние возвращался в греческие храмы солнечный Аполлон. Театр изначально был частью культа Диониса. В первых театрах были алтари. Здесь сложились из дионисийских ритуалов жанры трагедии, сатиры и, позднее, комедии.

Во время Больших Дионисий Писистрат ввёл за правило, что в театре выводились на хорос дети-сироты воинов погибших за родину. При огромном скоплении народа (построенный при Писистрате театр до сих пор вмещает до 36 тысяч зрителей) городские власти брали этих детей на своё обеспечение. На дионисиях же на хорос выводились повзрослевшие сироты в полном обмундировании гоплитов, купленном за счёт городской казны. Это был отчёт городских властей перед народом. Полное вооружение гоплита было символом свободного и полноправного гражданина. Обязанностью отца было заработать это для каждого сына. Приобретение вооружения гоплита стоило не меньше, чем сейчас стоит хороший автомобиль. Думаю, что с презрением бы смотрели древние греки на сегодняшних варварских политиков, допускающих бедственное положение получивших ранения ветеранов.

Театр в Эпидавросе
Театр в Эпидавросе

Со временем Писистрата связан в мыслях моих Дионис. Этот «бог, играющий ребёнка», бог-сын, проявившийся в мир и «явившийся» людям явно. Писистрат не случайно выбрал Диониса с его культом счастья и наслаждений. Явных наслаждений при жизни, а не после смерти. Дионис показывал людям, как, имея цель-интерес («прагма»), делом («праксис») практично и прагматично воплощать навь плана в созидание (по-гречески «поэма»), а не ждать бездеятельно, бесцельно и безыдейно милости божьей. «Поэма» могла быть продуктом духовного труда и вполне практичным материальным достижением. Именно в дионисийстве лежат основы таких разных этических теорий счастья, как гедонизм киренаиков и эвдемонизм эпикуреистов. Но тогда, во времена Писистрата, ещё не было понимания ни глубины простых эпикурейских формул счастья, ни понимания смертельных капканов гедонизма, приводящих к несчастьям богатых и знаменитых. Тогда европейская цивилизация, как и сейчас наша многострадальная страна, лишь выкарабкивалась по ступеням строящегося на ощупь порядка из мрака выживания поодиночке, характерного для темных веков. В политическом плане, для Писистрата возвышение культа жизнелюбивого и мистического бога Диониса было связано со стимулированием мотивируемых граждан своим трудом делать свои семьи и полис процветающими. Он давал им общественный стимул зарабатывать больше, чем необходимо для выживания. Он понимал важность мотивации для роста производства, чего не понимали и не понимают многие более современные политики. Он понимал, что проще мотивировать благополучием и нужно мотивировать счастьем и уважением. И он знал, что мотивировать можно не всех. Для плохо мотивируемых должны быть системные меры морального и материального принуждения к труду через преодоление лени и непривычки.

Священная олива Афины
Священная олива Афины

Писистрат был и духовным лидером — орфиком. После недолгого периода противостояния, когда Писистрат утверждал Афины и Элевсин в качестве религиозных центров, он поддержал Дельфы, и дельфийские жрецы стали поддерживать его. При нём стали процветать элевсинские мистерии, сплотив граждан ритуалами. Это было возрождение гуманистической религии после долгих темных веков, когда правили страхи. Элевсинские мистерии делали мистов не боящимися смерти, давая ощутить радость возрождения и перерождения души. Там поклонялись Персефоне, её матери Деметре и Дионису. Дионис наряду с Аидом владел тайным обрядом, использующим смоковницу. Этот обряд был «ключом» от загробного мира. Символом возрождения через смерть было захороненное и проросшее зерно. Потом, по некоторым свидетельствам, новый гуманный Бог проклял смоковницу, вновь открыв путь к управлению страхом. Были ли эти свидетели (или их последователи на Никейском соборе) заинтересованы в установлении неограниченной власти? Эта традиция подавления пережила средневековую теократию и является ключевой много где. Писистрат же намеренно пренебрегал этим рычагом власти, создавая институции. Он управлял свободными вооружёнными и сплочёнными гражданами. Ленинско-сталинское, средневековое по своей сути, управление страхом в Аттике времён Писистрата привело бы к гражданской войне, в которой надо было бы истребить или сломить свободных и финансово независимых. В результате правления Писистрата, наоборот, большинство граждан стали таковыми.

И сейчас понятно, как сделать так, чтобы таковыми стало большинство граждан в России. Подавляющее большинство наших граждан предпочло бы такую справедливость вампирской. Но кто ж её дозволит-то? А может кто и «истягнет ум крепостию своею и поострит сердце своё мужеством» для «славы в веках»? Где ж такие политики? «За шеломянем еси»?

Управление теми, кого «добротой», «порядочностью», «страхом осуждения», справедливостью и материальным интересом не удержишь в жесткой узде, требовало всегда использования более сильного механизма — страха. Особенно это важно для укладов средневекового типа, когда большинство зависимо в материальном плане и в плане безопасности от прихоти «избранных высшими силами» и самоназначенных. В таких укладах широко используется не только воздействие на членов стада страхом изгнания, лишающим блага причастности, но и богобоязнь, грозящая неизбежным судом и неземными муками за отступничество от канона. Такое вот многоплановое программирование требуется тем, кто желает властвовать нестеснённо.

Храм Гефеста в Афинах
Храм Гефеста в Афинах

Управлять страхом надёжнее в таких управленческих системах, где требования к квалификации управителя должны быть низкими. Мы знаем государственные системы, где страх играл определяющую роль в управленческой триаде: страх, мораль, причастность.

Мифотворцы наделяли богов властью наказывать за отступничество их установкам. Беда только, что фундаменталисты идеологий и религий начинают мнить себя бичами божьими для тех, кто не слепо следует всем злокозненно установленным нам на беду ритуалам, обрядам и правилам.

Чтобы быть свободным, а не винтиком, надо не поддаваться навеянным фобиям. Путь эпикурейца — не страшиться равнодушных к нам богов.

Писистрат ввёл традицию проведения Панафиней раз в четыре года. Это было празднество, где все юноши показывали свою физическую подготовку и ум, соревнуясь в поэзии. Это был праздник гармонии. Современный спорт становится ближе к шоу-бизнесу. И цель создания здоровой разносторонне развитой молодёжи подменена целью «зарабатывания» денег. Часто — в ущерб здоровью атлетов. Спорт был массовым. Юноши должны были показать, что, согласно заповеди Афины, достигли храбрости на дерзости и хладнокровии, а не на ярости. Для чествования Афины построен был первый Одеон.

Развалины Одеона
Развалины Одеона

При Писистрате жрецы Афины вложили в её уста принцип, что для процветания мало законов. Нужны ещё и ремесла всем. Говоря современным языком, каждый должен был становиться профессионалом в своём деле. Такой вот продвинутой была её древняя религия. Афина стала покровительницей художников и ремесленников. Это была идеология — несравнимо более совершенная, гуманная и патриотичная, чем пропаганда «шариковского» коммунизма или воспитание из детей «квалифицированных потребителей» вместо мотивированных созидателей. Борьба Афины и Посейдона за Аттику стала трактоваться как выбор жителей Аттики между развлечениями и войной, предложенными Посейдоном, и земледелием и миром, предложенными Афиной. Ради развлечений и войны жили и воевали «народы моря» — дети Посейдона. Ради того же живут их духовные последователи сегодня. Нашей стране ещё нужно сделать этот выбор, как за века до Писистрата сделали древние Афиняне. Если не верите, то посмотрите, как много молодёжи стремится стать пиратами в погонах силовых ведомств. Посмотрите, как много наших соотечественников «обучены» не уметь делать ничего полезного.

Сыновья Писистрата достроили храм, посвящённый Афине на Акрополе. На фронтоне того храма была гигантомахия — победа олимпийских богов над титанами. Тогда это символизировало победу сил правового порядка, законности и справедливого суда над порядком грубой силы и управляемым судом. Это была победа Зевса над титаническим грехом и над неограниченной властью принуждения. В Музее Акрополя в Афинах мы можем видеть этот фронтон. Он интересен ещё и тем, что на нём — зарождение классической скульптуры.

На Агоре
На Агоре

Аллегорическое изображение на том фронтоне было важно, как символ возрождения после долгих столетий упадка, наступившего под ударами воинственных варваров, живших добычей, а не трудом.

Классическое искусство и архитектура ассоциируется с надеждой на гармоничный порядок. Не только у меня. И поэтому я тоже тяготею к классике. Осмысление классики я изложил в другой книге.

Вам преобразования Солона и Писистрата кажутся неважными или неактуальными? Вы считаете, что мы намного опередили то время в общественном развитии?

Развитие темы в статье След реформы Писистрата в истории

Из книги «Заветы старого мироведения»

(О Проявлениях Прави и Нави, Правильной Нави и Явных Наветах)

-8

https://ridero.ru/books/zavety_starogo_mirovedeniya/freeText