«Художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой,
но и то, что он видит внутри себя», - считал великий пейзажист, один из крупнейших немецких романтиков в живописи Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Современник Гете и Шиллера, в отличие от них он, кажется, довольно скептически относился к «величию человека». За редким исключением, люди на его картинах все лишь небольшие фигурки на фоне величественных деревьев, гор, рек и морей. Да и изображены они часто со спины. Словно мы вместе с ними смотрим на бурю стихий.
Порой уже в самих названиях его картин звучит пессимизм и горькая ирония. Огромные ледяные торосы раздавили корабль, который выглядит таким жалким рядом с этими глыбами. А называется эта трагическая история «Гибель «Надежды» во льдах».
И все же Фридрих не всегда смотрит на жизнь как на трагедию. За пять лет до смерти он написал наполненную светлой грустью картину «Этапы жизни». На берегу моря – старик (сам художник), молодой мужчина (его племянник), двое маленьких детей и девочка постарше (дети Фридриха). Они и символизируют те самые «этапы жизни», которые проходит каждый из нас.
Но стоит отметить, что название картине дали уже много лет после смерти Фридриха. Сам он не любил указывать ключ к пониманию своих работ и не хотел, чтобы название выдавало смысл полотна. Каждое из них – это размышление. И зритель должен размышлять вместе с автором. Попробуйте.