Сегодня в большинстве развитых стран, к коим относится и Россия, есть проблема. Проблема, в принципе не нова, она была присуща многим известным людям. Больше всего о ней говорят применительно к Ф.М. Достоевскому. Тем не менее, игрой увлекались и Пушкин, и Лермонтов, ставший прямой ее жертвой и несть им числа простых обывателей.
С ликвидацией на большей части России казино и прочих «злачных мест», проблема на самом деле не исчезла. Она перешла в онлайн. И, на самом деле, речь тут не об онлайн-казино, сегодня игромания получила новые формы.
Не секрет, что по мнению русского профессора Сергей Савельева у любого из нас три основные биологические цели: еда, размножение, доминантность.
У этих трех целей, на самом деле, достаточно много интерпретаций, начиная от пословицы «голодное брюхо к ученью глухо» и заканчивая пирамидой Маслоу. Главное помнить, что одна цель всегда вытесняет другую, как только предыдущая реализована. Говоря о второй цели в списке, не стоит забывать, что все, как говорится, в «руках игромана».
Продолжим. С едой ныне, слава Богу, у большинства проблем нет, худо-бедно на кусок «мучного изделия», громко именуемого хлебом, «сосиски» с добавлением клетчатки и сахар с растительным маслом может приобрести каждый. А еще в России весьма дешевый доступ в Интернет, где есть масса игр, позволяющих наиболее активным и целеустремленным из нас сублимировать свою неуемную тягу к доминантности.
Самое интересное в том, что тяга к доминантности для игромана по факту сильнее, нежели тяга к размножению. Многие игроки так и говорят: «Игра интересней секса». И это, на самом деле, не шутка, если говорить об интересах государства, поскольку игроманией страдают в основном те, кто и в иных сферах способны достигать максимальных результатов.
Итак, в чем заключается ловушка доминантности для игромана?
Для самих игроманов в чем ее суть очевидно, как смена дня и ночи, но статья написана для тех, кто их окружает и кому они приносят проблемы.
1. Виртуальный мир проще, логичнее и гораздо охотнее отзывается на действия игрока. Выучить иностранный язык, получить дополнительное образование, открыть новое направление в науке – это очень сложно. А вот прокачать скилл, улучшить свой игровой внешний вид, причем относительно с небольшими временными и финансовыми затратами – это гораздо проще.
2. Физические и интеллектуальные затраты минимальны, поскольку используется конкретная часть мозга, отвечающая за игру. Человек сидит в удобном кресле, все его телодвижения ограничиваются, по большому счету, мелкой моторикой пальцев рук (клавиатура и мышь), еда, питье рядом.
3. Продолжительность раунда, боя, схватки, как ее не назови, не превышает 15 минут. В среднем 7-8 минут, затем краткий перерыв, позволяющих ощутить иллюзию отдыха.
4. Для человека не имеет значение, что именно он накапливает, такова уж человеческая природа, но процесс накопления (роста скилла) для человека не только заметен, но и очевиден. Для этого разработчики придумали массу способов для удержания игрока в игре.
5. Игра осуществляется с другими игроками. Иными словами имеет место живое общение даже в том случае, когда сам игрок по личным мотивам ни с кем не общается и «победа» в раунде осуществляется также над живыми людьми, что делает ее в сознании игрока ценной. Самое смешное, что побочным эффектом «игромании» является излечение человека от депрессии, срок которой ограничен.
По факту игра – это заменитель реальной жизни, подсаживающий игрока в ловушку постоянной стимуляции его эго, демонстрирующей его доминирование над другими игроками.
Как с этим бороться?
На самом деле – практически ни как, пока сам человек не найдет себе альтернативу онлайну. Виртуальные победы иллюзорны и скоротечны, а реальные сложны, но отдача от них многократно превышает то, что может дать игра. Понимание этого – вопрос времени, но рецидивы возможны, хотя и не обязательны.
Что делать?
1. Непрямым воздействием на первых этапах привести человека к мысли, что у игры должны быть четкие временные рамки. Мотивировать это нужно именно тем, что у отдохнувшего игрока результаты в игре явно выше, нежели у спящего по паре часов в сутки, а потом идущего на работу.
2. Обеспечить возможность «игроману» вспомнить прошлые хобби. Кроме «литрбола», естественно. Хобби может быть любым, от вышивания крестиком до филателии. Это не имеет значения. Главное – чтобы оно было раньше.
3. Не спешить. Спешка в таких делах не только мешает, но и откровенно вредит. Человек, который «подсел на игру» не ощущает себя чего-либо лишенным, напротив, он испытывает яркие положительные эмоции, поэтому требование «взять в себя в руки», «уделять мне больше внимания», угрозы бросить и т.д. бесполезны. Повторюсь, для игромана игра лучше секса.
Подведем итоги:
В иные времена, когда большинство из нас должно было жить в деревне, вкалывать от рассвета и до заката просто ради того, чтобы не умереть с голоду, нашим предкам были непонятны терзания богачей, которые «бесились с жиру».
Сегодня почти все из нас обеспечены едой, жильем (съемным или ипотечным, не важно), имеют возможность обеспечить себе дальнейшее существование, поэтому процент «бесящихся с жиру» многократно вырос.
Хорошо это или плохо жизнь покажет, но такова жизнь.
Спасибо!