Найти в Дзене
Саломея Сванадзе

Доктор Саломея Сванадзе рассказывает, как спастись от келоидных и гипертрофированных рубцов после пластики

К тому моменту, когда человек решается на пластическую операцию, он, как правило, уже знает о такой своей особенности, как склонность к образованию заметных рубцов. Кто-то перенёс удаление аппендикса или кесарево сечение. А у кого-то локти и коленки хранят память о смелых детских играх :) Старые ссадины и швы — лучший материал для оценки этой особенности человека. И если я вижу, что даже шрамики от бытовых травм практически незаметны — я со значительной долей уверенности могу успокоить пациента. Скорее всего, шов, который специально будет создаваться с прицелом на максимально незаметное заживление, спустя полгода-год после операции останется тонким, как нитка, и примет цвет окружающей кожи. Так происходит в большинстве случаев. Однако иногда бывает, что гипертрофические или, ещё реже, келоидные рубцы появляются после операции впервые. Замечу, что келоид — нечастое явление, и, в отличие от гипертрофического рубца, может развиться спустя месяцы, и даже годы после заживления. К сожалению,

К тому моменту, когда человек решается на пластическую операцию, он, как правило, уже знает о такой своей особенности, как склонность к образованию заметных рубцов. Кто-то перенёс удаление аппендикса или кесарево сечение. А у кого-то локти и коленки хранят память о смелых детских играх :)

Старые ссадины и швы — лучший материал для оценки этой особенности человека. И если я вижу, что даже шрамики от бытовых травм практически незаметны — я со значительной долей уверенности могу успокоить пациента. Скорее всего, шов, который специально будет создаваться с прицелом на максимально незаметное заживление, спустя полгода-год после операции останется тонким, как нитка, и примет цвет окружающей кожи.

Так происходит в большинстве случаев.

Однако иногда бывает, что гипертрофические или, ещё реже, келоидные рубцы появляются после операции впервые. Замечу, что келоид — нечастое явление, и, в отличие от гипертрофического рубца, может развиться спустя месяцы, и даже годы после заживления.

К сожалению, дать гарантию не может ни один хирург, этот процесс невозможно контролировать полностью: влияют особенности каждого индивидуального организма.

Но можно сделать всё, что в силах врача и пациента. Я, как хирург, позабочусь о том, чтобы наложить ювелирно аккуратный и тонкий шов, и назначить лечение. Пациенту в этом случае важно неукоснительно соблюдать все рекомендации.

В любом случае, как только мы замечаем отклонения от нормы — проводим обследование и подключаем необходимое лечение.

Как же не допустить таких рубцов или избавиться от тех, что уже есть?

· Главный враг аккуратного незаметного шва — воспаление. Поэтому необходимо пропить курс препаратов, которые доктор выписывает после операции, и ни в коем случае не прекращать приём антибиотиков или НПВС самостоятельно.

· Если боль в месте разреза не ослабевает, а усиливается со временем, повышается температура, усиливается покраснение и отёк, или любые другие тревожные симптомы — не откладывайте визит к своему врачу, не дожидайтесь планового осмотра.

· В отдельных случаях на помощь приходит косметология. Втянутый рубец могут заполнить филлерами (тот же принцип, что с морщинами). Выступающий шрам — сошлифовывают с помощью дермабразии, лазерных аппаратных методик, химических пилингов и др.

· Иногда, если другие методы не подходят, приходится иссекать рубцовую ткань и формировать швы заново, и сразу после операции соблюдать все условия, чтобы снизить риски образования проблемных рубцов.

Саломея Николаевна, а если я уже знаю, что у меня рубцы всегда заживают некрасиво — мне не светит пластика?

Если о такой особенности известно заранее, то она не является абсолютным противопоказанием. Решение за пациентом.

Мы будем принимать все известные на сегодняшний день меры для минимизации риска и/или коррекции рубцов, по возможности — выберем такую технику проведения операции, чтобы «спрятать» швы.

Но в случае неуспеха нужно быть морально готовым к тому, что в зоне разрезов могут быть видимые рубцы. То есть желание пациента выполнить операцию должно перевешивать потенциальную возможность «неидеальных» шрамов.