Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Фильм «Турист», 2021 г.

Фильм «Турист», 2021 г. Впечатления

В жёлтой жаркой Африке, в центральной её части

Как-то вдруг, вне графика, случилося несчастье…

(В.С.Высоцкий)

Что мы знаем о Центральноафриканской республике? То, что она в центральной Африке, что там некогда диктаторствовал Бокасса, президент, людоед и император. Ну и то, что как почти везде в Африке, там вечная нищета и вечная война.

Ах да, с недавнего времени мы знаем, что там обретаются некие российские военные специалисты. Которые, вроде как, и не специалисты, и не военные, а так, мимо проходили. ЧВК, частная военная компания, одним словом. Официально никаких российских ЧВК нет, не официально…

Короче говоря, вот про таких товарищей, которые вдоль по Африке гуляют, фиги-финики срывают, кино и сняли. Впрямую их, впрочем, в фильме никак не называют, обтекаемо обозначая «инструкторами». Хотя и давая ясно понять, что инструктора не «государственные», не Министерства обороны или иных структур, а частники.

Буквально наши дни, точные даты вполне указаны, в ЦАР прибывает очередная смена «инструкторов». Среди них, конечно, имеется новичок, первый раз в первый класс, через которого нам и показывают все прелести чевекашной жизни. (Как он вообще сюда попал – отдельный вопрос, он ведь даже не военный, бывший полицейский, весь такой честный и благородный, разумеется). Конечно, один из «стариков» новичка тут же невзлюбил и начал подковыривать. И конечно, съев с ним пуд соли с аспирином, полюбил как сына.

Планировалось, что «инструкторы» будут обучать местных негров, с какого конца за автомат браться, не более того. Но, конечно, «всё пошло не так» и им пришлось в местной гражданской войне поучаствовать по полной программе. Ибо «наши», совместно с Руандой, поддерживают действующего президента, всего такого хорошего. А всякие коварные дяди (типа Франции), опираясь на всякие местные банды и наёмников из Чада, хотят его спихнуть и вернуть предыдущего, плохого. Нехорошие дяди начинают заваруху а наши героические «инструкторы» всех крошат в капусту. Центральноафриканский вариант Фермопил прилагается.

Вот такие дела, вот такой фильм.

Прямолинейный, одноклеточный заштампованный обыкновеннейший боевичок. То, как будут развиваться события, кто, куда и почему, кто что скажет и что сделает – ясно с самого начала.

Почему он набрал так много положительных отзывов? А чисто из политической конъюнктуры, которая в фильме во весь рост. «Американцы воюют за демократию, а мы – за справедливость». Это цитата. Ну да, показали русских военных профессионалов, которые кладут негров пачками, героически геройствуют и всё такое. Но, по большому счёту, как фильм, как произведение, хвалить-то его не за что. Штамп на штампе, чёрное и белое. Не в смысле цвета кожи, а в смысле «плохие vs хорошие». Сама «боевая часть»? Ну, стреляют. Ничего такого особенного, средненько. Глупые плохие негры бегут своей чёрной волной, а умные хорошие русские (с толикой хороших негров) их крошат из пулемётов. «Всё будет так как мы хотим; На случай всяких бед Есть пулемёт у нас «Максим», У них «Максима» нет».

Актёры? Ни одного знакомого лица, что хорошо. Но и почти никаких попыток «играть», что не особо хорошо. Пара-тройка главных старается, остальные просто реплики проговаривают.

Единственный плюс тут, пожалуй, сама неизбитая тема, неизбитое место действия. Остальное же – «как обычно». В общем, не понимаю я всеобщих восторгов, не понимаю.

Скажем, «Балканский рубеж» 2019 года, который тоже вполне обыкновенный военный боевик, мне откровенно понравился. Хотя и к нему претензий масса. Может проблемы сербов русскому человеку ближе, чем проблемы негров, может проблемы «киношных спецназовцев» интереснее, чем проблемы «киношной ЧВК». А может просто тот фильм был более качественным и профессиональным. Именно как фильм. Посмотреть на аутентичные «заклёпки и нашивки» и без художественного кино можно.

Итог – очень и очень средненько. Неплохо, что такое сняли, но если бы не сняли, зрители абсолютно ничего бы не потеряли.

(Версия для LiveJournal)