Каждый фильм этого американского кинорежиссера становился большим событием в мире кино. Достаточно вспомнить «Сияние», «Заводной апельсин», «Лолита», «Цельнометаллическая оболочка» и «Космическая одиссея 2001» и другие. Последний фильм Кубрика «С широко закрытыми глазами» снимался в обстановке строгой секретности и обсуждался в прессе в конце 90-х задолго до выхода на экраны.
ОТ ШАХМАТ ДО КИНО
Вышел фильм в сильно урезанном виде через несколько месяцев после смерти режиссера. Сам Кубрик говорил, что ему осталось недолго, и считал свою возможную смерть неслучайной. Кинокартина «С широко закрытыми глазами» вызвала большой резонанс и самые противоречивые отзывы – от восхищения до полного неприятия.
Так кто же этот гениальный человек, изменивший историю мирового кино? Отчасти это можно понять, приглядевшись к биографии Стэнли Кубрика.
Родился Кубрик 26 июля 1928 года Нью-Йорке в еврейской семье, перебравшейся сюда из Восточной Европы. Отец будущего режиссера Джек Кубрик был востребованным врачом, сам Стэнли в школе учился плохо, единственное, что его привлекало - были шахматы. После школы он всерьез увлекся фотографией, он даже смог устроиться в штат журнала «Look».
Со временем от снимков Кубрик перешел к видеоряду. Снимал он на любительскую камеру, сам писал сценарии короткометражек. А потом экранизировал собственные рукописи на скопленные деньги и пожертвования.
ПОМОЩЬ ТРЕХ ЖЕН
ХХ – время воплощения авторских идей в отличие от века нынешнего, когда все поглотил рынок. Поэтому Кубрик быстро понял, что для реализации собственных замыслов, которых у него было немало, нужна собственная кинокомпания. Кинофирму он организовал вместе с состоятельным продюсером Джеймсом Б. Харрисом.
Благодаря этому союзу мастерства и денег в 1955 году на экраны вышел фильм «Поцелуй убийцы», а еще через год – криминальная драма «Убийство».
В 1957 году Стэнли кубрик снимается в Европе американских актеров в антивоенной ленте «Тропы славы». Этот фильм о французских солдатах, которые в годы Первой мировой войны отдавали свои жизни из-за трусости и бездарности собственного командования.
Идея, положенная в основу фильма, вызвала большой резонанс – в США ее сочли почти гениальной, едва ли можно было как-то лучше показать молодежи, что их жизни на полях сражений могут ничего не стоить даже для их командиров. В Европе же фильм вызвал бурю возмущения.
Так, во Франции фильм запретили, в Бельгии офицеры запаса организовали волну демонстраций. Правда, европейские критики за фильм «Тропы славы» заступились, отметив его художественные достоинства и великолепную игру актера Кирка Дугласа.
Первые киноленты Кубрику помогали создавать его жены. Первая супруга режиссера Тоба Этта Метц отвечала за диалоги в фильме «Страх и желание», Рут Соботка сыграла танцовщицу в картине «Поцелуй убийцы», а Кристиан исполнила одну из ключевых ролей в киноленте «Тропы славы».
Жены помогали Кубрику по нескольким причинам:
1. Бюджеты были невелики, поэтому помощь родных была важна для режиссера.
2. Жены и сами были не против приложить руку к созданию фильмов.
3. Кубрик увлекал за собой всех, кто был рядом с ним.
В 1960 году тот самый Кирк Дуглас (актер-долгожитель, отец Майкла Дугласа), зная с какой самоотдачей трудится Кубрик на съемках, пригласил его снять фильм «Спартак». Дело в том, что Дуглас не только играл главную роль, но и был исполнительным продюсером фильм. Место режиссера стало вакантно после увольнения первого режиссера Энтони Манна. Бюджет картины составлял 12 миллионов долларов, что по тем временам было солидной суммой.
НЕПОКОРНЫЙ ГЕНИЙ
У Кирка Дугласа была своя цель – он думал, что Стэнли Кубрик будет послушно следовать выполнению поставленных актером и продюсером задач. Но он ошибался.
Кубрик заменил исполнительницу главной роли, которую до этого утвердил Дуглас, а потом стал снимать фильм с присущей ему неторопливостью.
Фильм «Спартак» имел большой успех. Критики обратили внимание на высокое качество постановки, а также на выверенную психологию героев.
После Кубрик экранизировал скандальное литературное произведение Владимира Набокова «Лолита». Писатель остался доволен экранизацией, а вот режиссер прямо сказал, что постановка ему не удалась.
В это время Стэнли Кубрик вместе с семьей перебирается в Британию, купив усадьбу под Лондоном. При этом, режиссер сохранил за собой квартиру в Нью-Йорке.
Приобретенная усадьба, обнесенная по желанию Кубрика большим забором, располагалась недалеко от киностудии в Боремвуде, где много работал режиссер.
Мировую известность Кубрик получил в 1968 году после выхода фильме «Космическая одиссея 2001». Этот фильм принес режиссеру первый «Оскар» за комбинированные съемки и спецэффекты. Эта картина в жанре научной фантастики о связи человека ос Вселенной, по словам Стэнли, ему удалась.
ЗЛО КАК ТАКОВОЕ
Вышедший в 1971 году следующий фильм Кубрика «Заводной апельсин» стал настоящей сенсацией в мире кино.
Исполнитель главной роли Малкольм Макдауэл так отозвался о работе с режиссером:
- Если бы Стэнли не был режиссером, ему следовало бы командовать Вооруженными силами Соединенных Штатов. Этот человек держит в голове абсолютно все детали съемочного процесса, вплоть до покупки шампуня для актеров и членов съемочной команды.
Из-за обилия сексуальных сцен фильм «Заводной апельсин» запретили в Великобритании с формулировкой «Зло как таковое». Но критики и зрители были в восторге от нового творения режиссера. В этом фильме был новый язык кино, пугающие пророчества и единый многогранный концепт.
В 1975 году Стэнли кубрик экранизировал роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон», довольно точно описав эпоху наполеоновских походов. В этом фильме режиссер раскрыл идею торжества времени и смерти над жизнью.
Одним из главных фильмов в карьере Кубрика стала экранизация романа Стивена Кинга «Сияние», где в главной роли снялся Джек Николсон. Сам писатель отрицательно отозвался о переносе действия его произведения на экран, так как его видение раскрытия главных сюжетных идей разошлось с позицией режиссера. Но, тем не менее, фильм о тайнах бытия и истоков человеческой ненависти, стал классикой.
МОЛЧАНИЕ
В 1987 году на экраны вышел фильм «Цельнометаллическая оболочка» о войне во Вьетнаме. В центре сюжета – судьба 18-летнего новобранца, морского пехотинцы. Картина снималась в Британии на заброшенном газовом заводе. Критики довольно противоречиво высказались о фильме, после чего режиссер надолго исчез из поля зрения.
До начала съемок следующего фильма «С широко закрытыми глазами», ставшего последним в жизни режиссера, прошло десять лет. Картину снимали в обстоятельствах строжайшей секретности, а исполнителям главных ролей Тому Крузу и Николь Кидман по контракту было запрещено в это время сниматься еще где-либо. Именно по этой причине вторая часть фильма «Миссия невыполнима» вышла позже запланированного.
Круз и Кидман сыграли семейную пару, в обычной жизни они на тот момент тоже являлись супругами. Помимо исследования семейных и сексуальных отношений в фильме поднималась тема мировой закулисы, которая принимает участие в тайных оргиях и живет по своим законам.
Кубрик говорил Тому Крузу, что из-за затрагивания столь скользкой темы он может не дожить до премьеры. Так и произошло: режиссер скончался 7 марта 1999 года в возрасте 70 лет через четыре дня после окончания работы над фильмом.
Кубрик оставил после себя несколько нереализованных проектов. Один из них – «Искусственный разум» в 2001 году экранизировал Стивен Спилберг.
Подписать на канал «КиноНытик»