Найти тему
Sun Sport

Олимпиада на высоком фторе?

Оглавление

Запрет фтора в лыжных гонках под вопросом. Спасение природы подождет.

Международная лыжная федерация (FIS) в начале июня примет решение, будет ли введен в олимпийском сезоне запрет на смазки с содержанием фтора. На этих ограничениях настаивают экологи.

Почему полный запрет?

Запретить фторсодержащие парафины и порошки (а это вообще все смазки, которые применяются на сегодняшний день) должны были еще год назад. Тогда FIS заявила об этом официально. История началась с того, что Европейское агентство по химикатам(ECHA) запретило производство и продажу перфтороктановой кислоты (PFOA) – это решение вступает в силу уже меньше чем через месяц, в июле 2020 года. Соответственно все производители продукции, содержащей PFOA (любой, не только мазей) должны прекратить использовать данные компоненты в своем производстве. И должны избавиться (освободить склады) от данной продукции. Или перейти на другое сырье, которое удовлетворяет всем нормам.

В мире на сегодня в производстве используется более 2000 различных фторированных добавок. Среди производителей, использующих данные добавки, значатся крупнейшие мировые производители упаковочных материалов (в том числе, для пищевых продуктов), производители посуды, бумаги, труб, кабелей, пластиков, краски, моющих средств.

Не осталась в стороне и индустрия лыжных смазок

-2

Однако, PFOA (перфтороктановая кислота, или перфторированная карбоновая кислота, или С8) содержится в лыжных мазях только в качестве побочного продукта и в очень низких количествах. Например, годовой объем производства продукции Vauhti содержит всего около 3 грамм PFOA. Представьте себе, всего 3 грамма в год!

Да, добавки на основе PFOA вредны, но допустимая концентрация не превышает установленные границы даже среди профессиональных специалистов по смазке лыж при ежедневной работе. При надлежащей вентиляции и использовании респираторных масок можно полностью защитить себя от PFAS (перфтороктановых субстанций) и других пылевых/парообразных веществ.

-3

Скорость скольжения лыж на профессиональных соревнованиях — явно не та сфера, ради которой стоит идти на необратимые загрязнения.

Поэтому FIS, а также Международный союз биатлонистов еще в прошлое межсезонье объявили мораторий на смазки и порошки с содержанием фтора. Ведущие команды спешно кинулись обновлять свой арсенал. Эксперты говорили, что теперь скорость скольжения лыж снизится на 10 - 15 процентов — это гигантская разница! Фторовые порошки по сравнению с нефторовыми обычными — это примерно как электросамокат против стандартного. Разница в скорости огромная.

Но оказалось, что в реальности все не так просто...

Тесты в Швеции стали провалом

Весной традиционно сервисмены ведущих сборных обновляют ассортимент лыж и смазок. Для этого они едут куда-нибудь на ледник, вооружившись тестерами от основных фирм-производителей, и пару недель пробуют всевозможные сочетания.

Но весной 2020 года, как мы помним, было проблематично не то что поехать на ледник, а выйти из дома. Из-за пандемии тесты сорвались у всех команд без исключений. И FIS приняла абсолютно логичное решение отложить введение запрета на фтор на один сезон. Странно было вводить что-то принципиально новое в тот момент, когда было непонятно, состоится ли сезон в принципе.

От одного лишнего сезона экологии сильно хуже не станет, учитывая, что фторовые порошки применяются уже несколько десятилетий. Считалось, что за этот лишний год команды спокойно найдут альтернативу привычным смазкам, а международная федерация придумает эффективный механизм, как контролировать соблюдение правил. Ведь напомним, речь идет о прибавке к скорости скольжения в 10-15 процентов. Столько не дает ни один допинг, даже ЭПО или стероиды вместе взятые. А как проверить, какие порошки применялись при подготовке лыж, до сих пор не совсем ясно.

Решение примут 4 июня

Шведская газета Expressen сообщает, что секретные тесты оборудования для проверки на фтор проводились FIS во время этапа Кубка мира в Фалуне в январе этого года. И закончились полным провалом — не для потенциальных нарушителей, конечно, а для системы тестирования. «Система, которую мы тестировали, показала себя не очень хорошо», — подтвердил гоночный директор FIS Пьер Минерей.

Результаты тестирования оказались практически случайными. Отстранять кого-то от гонок на основании столь ненадежных данных — точно абсурд. А ведь в следующем сезоне речь пойдет не только о кубковых стартах, а об Олимпиаде. Представляете, что будет, если спортсмена не допустят до старта из-за неправильной смазки лыж, а потом окажется, что все это была ошибка?!

Три недели назад команда FIS начала новую серию тестов в шведской Бруксвалларне уже с новым оборудованием. Там тоже не все гладко: в условиях лаборатории прибор определяет присутствие фтора безошибочно, но в тестах непосредственно на лыжне бывают сбои. А ведь это самое важное: предполагается, что прибор будет работать как электронный градусник. Его достаточно будет поднести к лыже, и за мгновение он покажет, использовались фторсодержащие порошки или нет. Если для прохождения проверки нужно будет каждую пару лыж везти в лабораторию, то это нереально.

Так что Совету FIS уже через пару недель, 4 июня, предстоит принять важное решение. С одной стороны — технические проблемы и объективная невозможность запретить фтор прямо сейчас. С другой — сердитые экологи и мировая общественность, которые требуют от спортивных властей заботы об окружающей среде.

Пока кажется, что фтор еще на один сезон все же не запретят. И на Олимпийских играх в Пекине все побегут на привычных лыжах и с привычными смазками. Наверное, это хорошо: зимняя Олимпиада в Китае практически без тестовых стартов — и так достаточно экстремальное мероприятие, чтобы добавлять к ней еще и новые сюрпризы.

Хотелось бы понять саму процедуру тестирования лыж. Как часто ее проводить? До соревнований или после? Здесь готового решения тоже нет. Плюс немного арифметики. У каждого профессионального спортсмена имеется в наличии в среднем по 50 пар лыж — для тренировок, соревнований, под определенную погоду и качество снега. Все они давно насквозь пропитаны фтором. Выкидывать и покупать новые? Лыжи — это не кроссовки: надел и побежал. Их обкатывают месяцами и годами, чтобы добиться идеального скольжения.

Хотелось бы понять и то, какого рода наказания ждут за обман, и, главное, кого карать? Спортсмена? Сервисмена? Сборную? Здесь тоже много вопросов, на которые нет ответов. Практически нет сомнений, что если система не будет отрегулирована на все 100%, то попытки обмана или хитростей будут, ведь с привычным фтором лыжи катятся намного быстрее, чем без него.

Вопросов накопилось огромное количество, а ответов на данный момент нет... Остается только ждать.

А вы как думаете? Запретят использование фтора в лыжных гонках?

-4