Найти тему
История и культура Евразии

Духовная жизнь Ногайской Орды

Оглавление

Несмотря на устоявшиеся воззрения о том, что Ногайская Орда была акцентирована только на войне, это далеко не так. Духовная жизнь орды строилась на принципах ислама и доисламских верований.

Ногайцы, ислам и тенгрианство

Ногайцы были мусульманами, соблюдавшими основные каноны ислама. В то же время, в их духовной практике еще оставались пережитки доисламских обрядов - тенгрианства и языческих культов:

  1. поклонение домашнему очагу
  2. использование лошадиных черепов как оберегов жилища
  3. наименование Аллаха по тенгриански - Кудай и Тэнир

Ислам ногайцев как наследство Золотой Орды

Сам ислам стал распространяться среди кочевых племен Дешт-и-Кипчака в период хана Узбека.

Непосредственно ногайцам ислам привил возглавивший в конце XIV века Ногайскую Орду Едигей, который слыл мудрецом-бием и благочестивым мусульманином.

В 1394-1395 годах в Прииртышье также активно проповедовали исламские проповедники из секты Накшбанди - так называемые 366 шейхов. Именно с них начинается проникновение ислама в Сибирь, где кочевали и ногайцы.

Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам.
Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам.

Религиозная практика ногайцев

Ногайцы активно исповедовали все исламские обряды. Единственное, что они не делали постоянно это Хадж в Мекку. Связанно это было с большими расстояниями и опасностью путешествия через враждебные территории. Только после того как турки укрепились в Крыму, у ногайцев появилась возможность осуществлять хадж через крымские порты и далее в Турцию.

Мавзолеи и мечети

Зато никаких проблем не было с религиозными сооружениями. Мазары (поминальные сооружения) устанавливались над могилами всех известных людей.

Не были недостатка в мечетях, так как каждый представитель аристократической верхушки стремился оставить о себе память, построив мечеть.

Особенно их много построили в окрестностях Астрахани при русском владычестве, когда ногайцы служили русским государям.

Духовенство

Муллы (священнослужители) среди ногайцев выполняли не только религиозные функции, но и государственные. Практически они были аналогичны русским дьякам в русском государственной системе.

Именно муллы как грамотные люди формировали прослойку интеллигенции среди кочевников и направляли всю внутриполитическую жизнь Ногайской Орды. Поэтому, именно с мулами старались вести дела как русские воеводы, так и турецкие эмиссары и крымские карачин-беки.

Таким образом, духовная жизнь Ногайской Орды была строго функциональна и была направлена на формирование не только духовных, но и внешнеполитических целей для кочевого населения и аристократии.

Оглавление цикла статей "История татар" на канале "История и культура Евразии"