Найти тему
Анастасия Кузьмина

История одного мальчика, которого мама оставила в детском доме.

Как часто вы задумывались, что чувствуют наши дети, когда мы оставляем их одних, что они думают, что переживают, о чем мечтают? Очень долгое время считалось, что грудные дети не способны испытывать такие глубокие чувства к своим родителям, только потому, что они не могут о них сказать, выразить. Но детский психоанализ доказал обратное. Дети любого возраста могут испытывать те же чувства, что и взрослые: глубокие, сложные и, порой, травмирующие.

Давайте разберем один случай, когда маленький ребенок был оставлен своими родителями в детском доме в возрасте 1.5 года.  А рассмотрим его по документальному фильму "Джон" в парадигме психоанализа.

Смотреть данный документальный фильм было довольно эмоционально сложно мне, как матери двоих маленьких детей. Во мне отразилась вся боль разлуки с моими детьми, боль детских переживаний, когда еще моя мать оставляла меня дома, уходя на работу.  Безусловно, тема разлуки и потери значимого объекта очень важна и актуальна потому, что многие родители не знают на что именно это может повлиять, на какие стороны развития ребенка. Именно такое незнания ничего об теории объектных отношений мы и можем наблюдать в фильме «Джон».

Действие фильма происходит в 60е годы, мальчика Джона, в возрасте 17 месяцев помещают в Дом ребенка на 9 дней, пока его мать находится в роддоме. Все время его пребывания там, навещает отец.  Все эти девять дней Джеймс и Джойс Робертсоны наблюдали за тем, что с ним происходило.

Возраст маленького Джона, по теории объектных отношений, предполагает острую нужду в значимом объекте, знать, где находиться мать, где находиться отец и другие значимые взрослые. По-моему мнению,  Джону не объяснили, куда его помещают и зачем, куда делась мать, когда она всегда была рядом. Рассказав бы ему, контейнируя его фрустрацию, Джон не так остро, возможно, переживал бы такую разлуку с матерью.

По мнению Кляин мать -это первичный объект любви и ненависти, именно на маму ребенок направляет и любовь и ненависть. Он любит ее, когда она удовлетворяет его потребности, и он испытывает чувство безопасности, а в ситуации же не удовлетворения ребенок испытывает боль, дискомфорт, ненависть, агрессивные переживания, в своих фантазиях он разрушает тот объект, ту личность, которая является объектом всех его желаний, испытывает чувство ненависти, в этот момент мама переживается как плохая.

Так же можно сказать, что для ребенка очень важно иметь безопасное пространство, отдаляясь от матери- иметь возможность в любой момент времени к ней вернутся.  Это формирует и интериоризирует надежный внутренний объект, на который человек во взрослой жизни сможет опереться и развиваться.

Так же и в ситуации Джона, он бы хотел уходить и возвращаться к матери, чтобы в будущем сепарация прошла более безболезненно, объект матери стал надежным, и чувства любви и ненависти стали более амбивалентными. Что, конечно в данном фильме мы не наблюдаем, а видим обратное, острую нужду в резко потерянном объекте матери и быстро нарастающую фрустрацию Джона.

Так же можно отметить, что в дальнейшем, когда мать заберет Джона домой, он уже не будет чувствовать себя в безопасности, когда мать будет уходить, он будет испытывать тревогу, как бы все заново  и заново переживая этот опыт разлуки, и , возможно, произойдет фиксация на данной стадии сепарации, что в дальнейшем повлияет на отношения Джона с противоположным полом.  Нарушатся базовые научения доверия-недоверия к миру и зависимой привязанности во взрослой жизни.

Когда Джон вернется домой, там уже будет новорожденный ребенок, который будет требовать так же внимания, что так же усилить тревогу Джона. Возникнет чувство покинутости, обреченности, страха, возможно, он будет привлекать внимание различными деструктивными способами. Это может послужить становлению негативных механизмов реагирования в будущем.

В Детском доме Джон проживает среди детей без родителей, по сути он там один «домашний мальчик». Лица воспитателей все время меняются, что не дает сложиться замещающему внутреннему объекту, и Джон использует различные деструктивные способы привлечения внимания ( агрессия, крики, плач, истерика)

Ребенок, у которого сформировалась надежная внутренняя привязанность, как правило, проходит три стадии адаптации при потере значимого объекта. Это мы и наблюдаем в фильме.

Сначала мы можем наблюдать первую фазу, которая звучит как переход от спокойствия к протесту. Джон  в первые дни спокойно исследует обстановку, изучает себя в этой обстановке, изучает других детей и взрослых. Его внутренний контейнер, наполненный его матерью, еще полон, и он может себе позволить спокойно кушать, спокойно играть и спать. Ему помогают замещающие объекты- одеяло и его игрушечный мишка. Но Джон все же не оставляет без внимания дверь, через которую вышла его и мать и не вернулась обратно. Он каждый раз возвращается к двери, смотрит на ее, и ожидает, когда она откроется и мать вернется.

Джона каждый день навещает отец, он приносит ему сладости, но Джон улыбается ему не так открыто, сложно уже сейчас, испытывая некое недоверие и к нему и в миру в общем. Но пока его внутренний контейнер еще не совсем опустел, мы можем видеть, как Джон отпускает своего отца.

-2

В первые дни Джон еще играет с воспитателями, прижимается к ним, но не так чутко, как другие дети, которые живут в Детском доме постоянно. С каждым днем Джон все сложнее отпускает папу домой, испытывая нарастающую боль, с каждым разом, когда он надеется, что отец заберет его к матери, но снова и снова предает его оставляя в Детском доме.  Базовое доверие все больше разрушается, фрустрация нарастает, а значимый объект так и не появляется, чтобы сконтейнировать всю его внутреннюю боль, Джон испытывает агрессию, и как бы разрушает те внутренние объекты, которые были созданы внутри него, ему все сложнее и сложнее и сложнее становиться на них опираться. Все это происходит  на третий день пребывания Джона в депривации.

Джон все сильнее приживает к себе его любимого мишку, как замещающий объект. Дети часто и используют, что то мягкое и теплое, чтобы ощутить тактильно материнскую ласку, тепло и спокойствие. Но Мишка не может дать то самое главное, что мы можем дать своим детям- это любовь. Такое явление очень подробно описано в научных опытах и получило название «эффект госпитализма».

Примерно на четвертый день Джон переходи из стадии активной позиции в позицию погружения в себя. Тяжелое депрессивное состояние, мы наблюдаем и рвоту, которая говорит, что Джон больше не может выносить фрустрацию внутри себя и пытается от нее избавится, перенести во вне.  Его значимый внутренний объект матери разрушен, контейнер маленького мальчика уже пуст, и некому его восполнить и переработать его ужас, страх, боль, отчаяние. Джон еще сильнее прижимает своего Мишку, но он уже не помогает ему, Джон сосет палец, регрессируя на оральную стадию, где материнская грудь служила ему позитивным внутренним объектом.

-3

По Мелани Кляйн, ребенок фантазирует об объекте материнской груди по поводу удовлетворения потребностей и желаний, фантазии сопровождаются переживаниями ребенка. Приятные фантазии вызваны удовлетворением, а неприятные и фрустрирующие фантазии порождают разного рода деструктивные переживания. И когда грудь фрустрирует, например, когда ребенок хочет кушать, а молока нет, тогда он атакует ее в своих фантазиях, хочет кусать свою маму, хочет разорвать ее,  и разорвать ее грудь, разрушить и уничтожить. Зарождается желание смерти любимому объекту, а вместе с тем и чувство вины. Именно чувство вины , возможно и испытывает Джон в этот момент покинутости матерью. Это возвращение на шизо-параноидную стадию развития , когда идет интеграция и объекта и идентичности, когда зарождается амбивалентность, когда ребенок, как мы говорим, опять испытывает фрустрацию, злится на маму и в своих фантазиях разрушает ее , но при этом он ее и любит он испытывает чувство вины. Поэтому мы можем предположить, что чувство вины у человека связано с бессознательным разрушением раннего объекта. Конечно,  мы не помним, что с нами было в 1 -2 месяца, но тем не менее, мы можем наш опыт воспроизводить в ассоциациях, в наших фантазиях, и на уровне тела, то, что может быть наблюдаемо и интерпретировано. Что мы и наблюдаем в поведении Джона на четвертый день. Он больше не может переживать эту боль, он плачет навзрыд, не может успокоиться. Страх, ужас, боль, вина и разрушение внутреннего объекта матери - вот то, что сейчас испытывает маленький Джон, покинутый своей матерью. Мы наблюдает уже полный отказ от еды, он не хочет ничем больше наполняться, видим стремление к танатосу. Джон принимает позу эмбриона, посасывая палец, накрывается игрушкой. В этой регрессии он пытается хоть как- то вернутся к первичному объекту «хорошей» материнской груди» вспомнить то тепло и спокойствие, которое она ему давала, так как объект матери уже разрушен и расщеплен.  Как раз такое расщепление и приводит к регрессу личности.

На 5-6 день  Джон все больше плачет, отец для него больше не представляет интереса, любимая воспитательница Мери тоже утеряна, больше никто не может переработать его внутренную боль, его силы исчерпаны, опора утеряна, все его тело говорит о боли, которую он не может больше выносить. Он не хочет вставать, и все прижимается к Мишке, как к самому последнему оплоту теплоты, той ниточке, что связывало его с матерью, которой для Джона больше нет. В его фантазиях мать мертва и разрушена, она оставила его, ничего ему не рассказав.  Можно заметить, что его взгляд затухает, и сливается с глазами детей, не имеющих родителей.

-4

На девятый день, когда все -таки мать Джона возвращается, ему становится хуже, он уже не в силах к ней подойти, маленький ребенок полностью опустошён. Так как объект разрушен, мать «мертва», Джон не может ее сразу принять, она качает его и пытается успокоить. Принять сейчас мать будет значить для маленького Джона возможность снова потерять ее, заново испытать ужас потери, боли и отчаяния, что все эти долгие девять дней мучали его. И только любовь матери, контейнировние его фрустрации, переработки и возвращении ему с более приятной форме, сможет излечить измученную  душу маленького ребенка и восстановить такой важный значимый внутренний объект, что позволит ему в будущем ощутить чувства опоры и доверия в этому миру.

Берегите чувства детей, даже новорожденных, их так легко задеть и нанести травмы, и так трудно вернуть доверие маленького, но такого важного человека. Любите, оберегайте и не забывайте говорить с ними.