Найти тему
Анастасия Кузьмина

О Зависти,жадности и ревности.

Зависть,жадность и ревность- это базовые чувства в психоанализе.

Малани Кляйн в своих работах уделяла большое внимание зависти, ревности и жадности. Она отметит, что материнская грудь это первичный объект, который интроецируется и укореняется в Эго, то есть закладывает основу удовлетворительного развития. При доминировании оральных импульсов рассматривается как источник питания, и можно проследить зависимость между проблем в общении с мамой в раннем возрасте и проблемами с питанием во взрослой жизни.

В более глубоком смысле материнская грудь-это источник жизни. Психическая и физическая близость с удовлетворяющей грудью способна восполнить перинатальное единство с матерью. То есть когда ребенок рождается, он как бы теряет свою маму и здесь у него есть возможность восполнить эту потерю, что дает чувство безопасности. Так мать превращается в любимый объект. Хорошая грудь принимается внутрь и становится частью Эго. И младенец, который был сначала внутри матери, теперь принимает мать внутрь себя, и поэтому у каждого из нас есть внутренняя мама. Такая внутренняя мама имеет определенные качества, она может быть плохой, может быть хорошей, может быть преследующей, критикующей, и , конечно, этот образ очень влияет на нас и мы несем его на протяжении всей нашей жизни.

Внешние обстоятельства играют роль при первоначальном отношении к груди, так же трудности во время родов служат нарушениям адаптации к внешнему миру и неблагоприятному отношению мать-грудь- ребенок. Важно отметить доставляет ли матери удовольствие уход за ребенком и кормление, важный момент с чего начинается контакт ребенка с внешним миром. Этот  контакт нужен не только , для того, чтобы ребенок испытывал удовольствие, но чтобы и мать не испытывала депрессию, когда его вскармливает. Эти факты способствуют принимать ребенку молоко с удовольствием и интериорезировать хорошую грудь.

Постоянная тяга ребенка к пристрастию к груди обусловлено желанием пищи и либидинозыми тенденциями. Поэтому в постоянном желании соприкасается с материнской грудью глубоко укорена тревога. Грудь это прототип материнской заботы, доброты, терпения, щедрости и творчества. Именно этим фантазии обогащают первичный объект и становятся для ребенка и потом для взрослого человека его надеждой, его доверием и его способностью полагаться на добро. Если плохой объект интериоризируется, что человек наполняется такими чувствами, как ревность, зависть, а если объект хороший, то здесь зарождаются такие чувства, как чувство любви и чувство благодарности.

Зависть вносит сложности для ребенка для построения своего хорошего объекта, это такое злобное чувство, что другой человек обладает и наслаждается чем то желанным, завистливый поступок направлен на то, чтобы отобрать или испортить то, чем обладает другой, зависть это отношение только к одному человеку и исходит это чувство только из за отношений с матерью. И первый объект зависти ребенка это зависть к материнской груди.

Завистник пытается ограбить свой объект, внести в него что то плохое, завистливый человек ненасытный человек, психологически голодный человек, и сколько бы вы его не кормили, сколько он бы не крал, ему всегда будет мало, так как это не насыщаемая потребность, большая дыра, которую очень сложно залатать.

Но с завистливым чувством можно работать, когда это деструктивное чувство будет работать не на того, кому он завидует, а можно обернуть так и создать в своей жизни и в своих отношениях то, чего бы вы хотели или то, чему вы завидуете.

Ревность основана на зависти, но может включать уже отношение у двум людям, ревность озабочена той любовью, который субъект чувствует своей привилегией и есть угроза, что ее заберет соперник, ревность боится потерять то, что имеет, ревность и зависть идут рука об руку, они всегда связаны.

Жадность это бурное ненасытное желание, психологическая ненасыщаемость. На бессознательном уровне жадность нацелена на высасывание, вычерпывание, пожирание груди. Цель жадности- это деструктивная интроекция. В глубинном смысле разрушение груди это разрушение ее творческой способности, первичным объектом становится грудь, она становится всем изобилием- молоком и любовью, но при этом всегда что то оставляет для себя, что может порождать у ребенка обиду, ненависть и нарушение отношений с матерью.

В ситуации депривации эти чувства обостряются и приводят с росту жадности, пресикуторным тревогам, параноидальным тревогам. Все идет из фантазии ребенка о неистащаемой груди, как о самом большом своем желании. Ребенок чувствует, что грудь его обделяет, она плохая потому, что удерживает молоко, он ее ненавидит и он ей завидует. И в ситуации жадной итериоризации человек чувствует, что он ранит и истощает и потому ранит свой объект.

Но так же и возможно чувство жадности если грудь щедрая. Тут мы всегда имеем такую идею в голове.

В психоанализе есть методологическая проблема, такой вопрос- что первичнее, все таки влечения или объект? Есть теория, что они возникают вместе, но точного ответа пока никто не дает. Иногда случается, что очень хорошие мамы и у них бывают дети, которые испытывают  чувства зависти, ревности и жадности. Винникот описывает хороших родителей, как «достаточно хорошая мама» и очень подробно описывает такой термин. И в этом случае нужно понимать, что мама может быть хорошая,  но никто не отменял внутреннюю реальность ребенка. Конечно такие деструктивные влечения есть не у каждого ребенка, но если они есть такая «достачнао хорошая мама» может позволить ребенку их переживать, и в итоге, справиться с ними более вероятно. В ином случае, если у ребенка есть такие влечения, возможно они есть у него с рождения, а внутреннего объекта нет, тогда ему будет гораздо сложнее справиться со своей внутренней деструкцией.

Так же можно сказать, что из за сильной зависти ребенок не способен установить сильный внутренний объект. То же самое мы можем наблюдать и во взрослых отношениях, когда из за чувства зависти становится невозможным выстроить крепкие отношения.

А теперь поговорим о хорошем внутреннем объекте. Тут зарождаются такие чувства как благодарность, это производное любви. Если Джон Болби считал , что ребенок научается любить, то Мелани Кляйн скажет, что благодарность  и любовь это врожденная способность, ребенок рождается со способностью любить.

Ребенок испытывает удовольствие, если он способен к любви, а удовольствие составляет основу благодарности.  Процесс лежащий в основе доверия к хорошей груди исходит к способности младенца вкладывать свое либидо в свой первый объект. И так складывается хороший объект, который любит и защищает Я, и который сам любим и защищаем им. Так появляется вера в собственную хорошесть.

Благодарность по Кляйн связана с щедростью, она связана с внутренним богатством, которое есть у человека, с его способностью поделиться и не чувствовать, что то то было утеряно, не чувствовать опустошённость. А если человек делиться, но в итоге чувствует себя обделенным, то тут мы можем говорить о дефиците Эго.