Картина написана примерно в 1489–1491 годах. Она сделана в масляной технике с использованием темперы на ореховой доске размером 54,7 х 40,3 см. Древесина тонкая, примерно 4-5 мм, и, вероятно, происходит из того же дерева, которое художник использовал для более позднего портрета - Прекрасная Ферроньера.
Композиционная новинка Леонардо - поворот головы модели в направлении, противоположном тому, в который направлено ее тело.
Благодаря этому художник достигает эффекта движения и динамики. Тонкая мимика Чечилии и поведение горностая дополнительно добавляют образу «реалистичности» и «жизни». Портрет раскрывает личность модели, воплощает в жизнь одно из главных стремлений современных художников - стремление максимально достоверно воссоздать действительность средствами искусства.
Да Винчи поместил на портрете рядом с Чечилией горностай, который в искусстве эпохи Возрождения служил аллегорией чистоты, невинности и сдержанности.
Горностай тоже был связан с рыцарской культурой и иногда был награжден медалями. Изображение горностая было также помещено на предметы свадебного одеяния итальянских невест, что позволяет предположить, что портрет мог быть частью ее помоловки (период написания картины связан со свадьбой Чечилии с принцем Бергамино).
Слово «горностай» по-гречески означает «гали» и предполагает звуковое сходство с «галлерани».
Эта ассоциация позволила идентифицировать изображенную женщину с Чечилией Галлерани - на протяжении веков картина была известна под разными именами, а модель оставалась анонимной. Возможно, мастер сделал это намеренно, чтобы облегчить идентификацию.
Наряд Чечилии также заслуживает внимания на картине.
Она одета в тяжелое теплое темно-красное платье с нежной голубой накидкой на левом плече, отороченной золотистым шелком. Ее наряд дополнен редкими черными орнаментами. Чечилия аккуратно и аккуратно причесана. Прическа и одежда олицетворяют испанскую моду, ставшую популярной в Милане благодаря Беатриче д’Эсте.