Когда продавать акции? На данный вопрос ответит легендарный инвестор Уоррент Баффет, который находился на ежегодном собрании Беркшир вместе с Чарли Мангером.
Журналист задаёт вопрос: "Вы говорили, что лучший период владения акциями это навсегда, однако вы продавали акции макдоналдс и дисней спустя некоторое время после приобретения. Как вы решаете, когда стоит хранить акции, а когда продавать, и еще вопрос, носите ли вы одежду компании fruit of the loom, которой владеете?"
Уоррент Баффет ответил: "Давайте я лучше отвечу на вопрос, могу однозначно заявить, что я ношу fruit of the loom. Насчет Чарли не уверен, носит ли он вообще данную одежду"
Чарли Мангер сказал: "Ношу, но я давно не обновлял свой гардероб и пока не планирую".
Далее Уоррен Баффет продолжил: "Ладно, вопрос продаж правда хорош, обычно продавать акции нам не свойственно и как вы знаете мы держим акции washington post 1973 года, я не продал ни одной акции беркшир, хотя впервые приобрёл их аж в 1962, акции coca-cola в нашем портфеле с 1988 года, акции джиллетт с 1989, american express с 1991. Мы ранее еще в шестидесятых владели такими компаниями как american express и дисней, то есть они нам знакомы.
Мы обычно продаем, когда нужны деньги на что-то другое, правда последние десять-пятнадцать лет это не проблема. 40 лет назад, я часто продавал акции, потому что находил более привлекательные.
Мне не нравилось продавать то, что я имею, но и занимать средства тоже не хотелось, поэтому я нехотя продавал по сильно заниженной цене, чтобы купить что-то еще более дешевое, это были времена, когда у меня было больше идей, чем денег, а сейчас наоборот, денег больше, чем идей. Это совсем другая история.
Сейчас мы продаем только после повторной переоценки бизнеса. Другими словами, если взять любую акцию, которую мы продали на момент покупки, у нас был один взгляд на долгосрочное конкурентное преимущество компании, теперь возможно этот взгляд изменился.
Это абсолютно не значит, что мы считаем, что компанию ждут тяжелые времена, нам кажется что у mcdonald's неплохое будущее, у дисней неплохое будущее, у других, но вероятно мы думаем, что их конкурентное преимущество уже не такое явное, как на момент покупки.
Может быть мы не правы, когда принимаем решение о покупке, а может быть мы ошибаемся сейчас и компания так же сильна как и раньше, но по той или иной причине мы считаем, что компания утратила свои преимущества.
Классический пример - газетный бизнес, если бы мы с Чарли смотрели на газетный бизнес в 1970 году, мы бы посчитали его абсолютно непотопляемым. Мы все еще думаем, что потенциал у него есть, но мы полагаем, что в настоящее время он уже не тот, что был семидесятых, а бизнес кабельного телевидения сейчас уже не тот, что был в 1965 и наши убеждения меняются достаточными методами и кто знает насколько они точны и и насколько правдивы, но это истинная причина продажи в данный момент.
Если мы зайдем на очень недорогой рынок, мы продадим что-то дешевое с целью купить что-то еще более дешевое после получения денег от продажи, правда сейчас это не работает".
Далее Уоррен Баффет спросил: "Чарли?" (он спросил, не хочет ли Чарли что-нибудь добавить).
Чарли ответил "Добавить нечего."
Уоррент Баффет пошутил: "Он это репетировал несколько недель."