Защита прав, интересов и свобод граждан осуществляется:
- путем обращения в орган государственного или муниципального управления, организацию, допустившим своими действиями или бездействием нарушение ваших прав, интересов и свобод. В этих целях используется претензия – документ, направляемый непосредственно нарушителю прав и содержащий требования о восстановлении нарушенных действиями адресата прав и законных интересов и устранении таких нарушений;
- путем направления обращения в вышестоящий орган (по от- ношению к органу, допустившему своими действиями или бездействием нарушение ваших прав, интересов и свобод) в порядке подчиненности;
- обращением в суд с исковыми заявлениями.
В случае направления обращения в вышестоящий орган необходимо отметить, что в деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение.
Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление содержит просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – это обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.
Гражданам, обратившимся с предложениями, должно быть сообщено в письменной, устной или электронной форме о результатах рассмотрения обращения в течение десяти дней. В случае, если предложение требует более длительного изучения, срок рас- смотрения может быть продлен, но не более, чем на шесть месяцев.
Несправедливость и нарушения законов и подзаконных актов, к сожалению, часто встречаются в жизни. Многие из этих явлений ориентированы на нашу пассивность, на то, что нам будет лень сопротивляться, что мы смолчим и пройдем мимо. А ведь на самом деле в большинстве случаев жалоба или обращение могли бы помочь делу. И не только Вам, но и вашим товарищам по несчастью, оказавшимся в похожих ситуациях.
Жаловаться – не значит быть кляузником, это и наш гражданский долг. Это не только в интересах самого жалующегося, но и всех нас, так как способствует искоренению злоупотреблений и просчетов, повышает качество жизни и справедливость нашего мира.