Столица Узбекистана несмотря на свой приличный возраст, а город Ташкент (Шаш, Чач) известен примерно с рубежа н.э., не смогла сохранить свою историческую застройку подобно Бухаре или Хиве. В Ташкенте нет мощи имперских памятников Самарканда. Но все же это был достаточно крупный город Средней Азии, поэтому некоторые шедевры исламской архитектуры здесь остались. Прежде всего, это комплекс памятников связанный с именем первого исламского святого Ташкента Абу Бакра ибн Исмаила Каффаль аш-Шаши, которого называли Хазрат Имамом (можно перевести как "святой предстоящий").
Первый исламский святой Ташкента жил в X веке (903-976 гг.), этот факт свидетельствует о примерной дате исламизации этой области. Каффаль аш-Шаши (Шаши - "ташкентец) был простым ремесленником (каффаль - изготовитель замков, ключей). Он смог получить хорошее образование, с этой целью аш-Шаши даже посещал Багдад - столицу Халифата. В конце IX века Ташкент вошел в состав гос-ва Саманидов - принявших ислам иранских правителей Средней Азии. С их деятельностью было связано распространение ислама в данном районе. Ранее, область Чача (Ташкента) принадлежала тюркскому Карлукскому каганату. Тюрки оказывали сильнейшее сопротивление исламизации. Считается, что первым мусульманином среди них был правитель гос-ва Караханидов Сатук Богра-хан, он принял ислам примерно в 930-х годах.
Нужно думать, что ислам в Ташкенте распространялся не с помощью меча, а посредством проповедников, одним из которых и был аш-Шаши. Именно поэтому главный святой Ташкента был простым ремесленником, а не воином, как например в более южном Самарканде, где известны могилы многих воителей за веру.
Основные памятники комплекса Хазрати Имам (или Хаст Имам) были возведены в XVI веке во время правления узбекской династии Шейбанидов. На месте старого кладбища, где когда-то упокоился Каффал аш-Шаши узбекские ханы обустроили собственный некрополь, который впоследствии превратился в комплекс из множества мечетей, мавзолеев и медресе.
В 2007 году комплекс был сильно перестроен, к нему были добавлены еще несколько современных мечетей.
В медресе Муйи Муборак («Священный Волос») ранее хранился, исходя из названия, волос пророка Мухаммеда. Сейчас там выставлена на обозрение старейшая в мире оригинальная рукопись Корана - так называемый Коран Усмана. Он датируется первой четвертью VIII века, то есть через полвека после смерти (вернее убийства) халифа Усмана.
Медресе Муйи Муборак также интересно тем, что интернет практически не знает ни одной его фотографии до 2007 годов. Несомненно, нынешнее здание медресе возведено с нуля во время реконструкции комплекса Хазрат Имам в 2006-2007 годах. На основании невероятной путаницы названий и датировок (кое-где его датируют даже тимуридским временем - XV веком), мне даже подумалось, что это медресе появилось только в 2000-х годах. Но некоторые изыскания показали, что на месте современного сооружения ранее действительно стояло здание, скорее всего построенное кокандским правителем Ташкента Мирзой Ахмедом Кушбеги в середине XIX. Он же возвел соседнюю Пятничную мечеть Тилля-Шейх (Золотой Шейх). Перестроенное здание медресе Муйи Муборак долгое время занимала библиотека Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Его полностью снесли и на этом месте построили нынешнее эффектное сооружение.
В целом, несмотря на полную потерю исторического облика, архитектурный ансамбль Хазрет Имам выглядит сейчас весьма привлекательно. По вечерам на главной площади комплекса местные жители запускают воздушных змеев. Эта традиция может быть даже старше, чем здешние архитектурные памятники. Воздушные змеи в Среднею Азию видимо попали из Китая. Их делали из бумаги и деревянных реек. В Китае змеев изначально запускали в память об усопших, в Узбекистане сейчас это что-то похожее на национальный спорт.
Ниже, запуск воздушного змея. На заднем плане старая пятничная мечеть Ташкента - мечеть Тилля-Шейх, ранее она входила в один комплекс с медресе Муйи Муборак.
Надо добавить, что парящие в вечернем небе бумажные змеи придают местной архитектуре некоторою таинственность. Эти летающие аппараты к тому же снабжены специальными шумовыми устройствами, которые под давлением ветра издают загадочный монотонный низкий звук, похожий на жужжание огромного шмеля.
Ниже, внутренний двор медресе Барак-хана. Все купола здесь добавили при реконструкции комплекса Хазрат Имам в 2007 году. Причем слева, никакой купольной постройки вообще никогда не было, т.е. ее возвели просто для симметрии. Изначально, медресе имело только один боковой мавзолей (справа) с небольшим куполом, который скорее всего был старейшим в комплексе Барак-хана.
Медресе приписывается правителю кочевых узбеков Науруз Ахмед-хану (1510—1556 гг.) по прозвищу Барак-хан (Счастливый). Изначально, на месте медресе существовало два мавзолея - небольшой неизвестный мавзолей и большая усыпальница Шейбанидов, ее возвели для отца Барак-хана Суюнчходжа-хана, внука знаменитого Улугбека (по матери) и второго правителя узбекской династии Шейбанидов (Шибанидов). Кочевые узбеки пришли в Среднюю Азию из Золотой Орды, и в 1500 году свергли прежнюю династию Тимуридов.
Насколько мне известно, никаких погребений в мавзолее Шейбанидов так и не обнаружили. При этом погребальный (мемориальный) характер сооружения несомненен.
Во время раскопок медресе Барак-хана в начале XX века под фундаментом южной галереи была обнаружена керамика XVIII века, что как бы исключает существование этих галерей в более ранее время. Как правило, это досадное открытие объясняется частыми перестройками медресе.
Недалеко от медресе Барак-хана находится самое важное строение в комплексе Хазрати Имам - это мавзолей самого святого шейха. На данный момент о возрасте мавзолея Каффал аш-Шаши можно судить только приблизительно, хотя во всех современных изданиях, посвященных этому сооружению, его датировка дается с точностью до года - 1542 год.
Мавзолей Каффал аш-Шаши возведен на земляной платформе неизвестного происхождения, ее высота около 2 метров. В силу этого, небольшое сооружение смотрится очень монументально.
В первой половине XX века советские историки архитектуры пытались датировать мавзолей по его архитектурным особенностям. Л. Н. Воронин и Ш. Е. Ратия относили памятник к XIV веку, В. Л. Шишкин датировал его XVI—XVII веками, Н.И. Френкель - XV веком. Но в конце XX века на главном портале мавзолея "проявилась" огромная надпись из майолики, в которой были точно указаны имена строителей мавзолея и даже зашифрованная дата окончания строительства.
В надписи над входом, выложенной красивыми фабричными плитками, говорилось, что:
Строитель этого безукоризненного здания –
Преданный раб хана Гулям Хусайн.
Это место для посетителей стало источником услады,
Поэтому буквы слов «источник услады» дают год его окончания, о, Аллах!
О, сердце, не отворачивай лица от добродетельных людей
Сложение цифровых значений букв в словах «источник услады» даёт число 948, то есть 948 год хиджры (1541-1542 гг.) Эту информацию я взял у известного ташкентского краеведа Бориса Голендера.
Само собой историки архитектуры первой половины XX века ничего не знали об этом открытии и пытались нудно писать о системе подпружных арок и щитовидных парусов мавзолея. В то время как последующие исследователи решили эту проблему с изящной простотой)
Лестница с аркой была пристроена к мавзолею в начале XX или конце XIX века. Хотя нынешний парадный вход несомненно создали совсем недавно для туристов - видимо в том же 2007 году. И даже для эффектности добавили могилы сагана, кладка у них современная, и на ранних фото они не присутствовали.
Ниже, апсида с главным надгробием в мавзолее. Так как Каффаль аш-Шаши умер минимум за 500 лет до строительства его гробницы, его могилу следует считать символической. Исследователи первой половины XX века описывали остатки внутреннего убранства мавзолея, кое-где сохранялась резьба по ганчу, но после многочисленных реставраций она исчезла.
Все же ощущение седой древности этого места нельзя испортить никакими реконструкциями. Геометрия форм и несколько тревожное жужжание воздушных змеев с небес заставляет внимательно всматриваться в эти порталы.
Читайте также: