Найти тему

«Встань и иди» vs «сиди и смотри»

Оглавление

Я насчитала 4 спектакля, которые не смогла досмотреть. Ушла в антракте. За почти 24 года зрительской карьеры, мне кажется, это очень неплохой результат.

Спектакль может не понравиться по разным причинам. Неинтересна тема. Неудачное оформление. Плохая режиссура или игра актеров. А может, у зрителя зуб болит, он устал. Или у него просто неудачный день и он не может сосредоточиться на спектакле.

Поэтому я не спешу называть спектакль плохим. Ведь есть вероятность, что я что-то не поняла, потому что отвлеклась. Или потому что пришла в театр в неподходящем настроении. Уйти со спектакля для меня — крайняя мера. А уйти демонстративно во время действия — просто немыслимо.

Почему же я остаюсь, если от спектакля не в восторге?

1. Чтобы не мешать другим зрителям.

Если не нравится мне, это не значит, что не нравится всем остальным. Допустим, я не люблю такую театральную эстетику или режиссерские приемы. Но другие зрители в этом не виноваты. И вот они сидят, получают удовольствие, а я поднимаюсь и покидаю зал. Я и отвлекаю всех, и порчу настроение.

2. Чтобы не проявлять неуважение к актерам.

Как говорится, они же старались. Повторюсь, моё негативное отношение к постановке может быть чисто субъективным. Это не значит, что актеры плохо играют. И им незачем наблюдать мой уход.

А на гастрольных спектаклях всегда надо давать поправку на чужую сцену. Если антреприза изначально нацелена на активную гастрольную жизнь и стремится к минимуму декораций, то с репертуарным театром совсем другая история. Декорации могут быть монументальными, а возможности сцены использоваться по максимуму. И когда привозят спектакль в другой город, на другую площадку, начинаются сюрпризы. Сцена меньше. Или круг вращается медленнее. Или техническое оснащение не такое современное, и в самый неподходящий момент компьютер зависает и перестает слайды показывать. И пока актеры адаптируются ко всем этим неожиданностям, спектакль будет выглядеть не так здорово, как в родном театре.

3. Чтобы дать спектаклю шанс.

А вдруг всё наладится и станет здорово, а я уйду и не узнаю об этом? На премьерах и гастролях (как уже отмечалось выше) такое частенько случается.

4. Чтобы узнать, чем история закончится.

Однажды моя подруга пошла на балет. «Ромео и Джульетта». И ее достала необразованная юная пара за спиной, которая болтала весь спектакль, а потом искренне начала строить предположения, чем же всё это закончится. В какой-то момент подруга не выдержала, обернулась и мстительно прошипела: «Все умрут!»

Но если драматическое произведение менее известно, желание узнать развязку может заставить меня досмотреть до конца, даже если постановка кажется мне скучной.

5. Чтобы деньги не пропали зря.

Ну а что? Билеты сейчас не дешевые. И если уплачено, то надо досматривать.

Вспомнилось, как в спектакле «Свободный брак» в Русском театре главный герой грозился застрелиться. На что его супруга отвечала, показывая на зрителей:

— Только застрелись по-настоящему. Чтобы эти господа не зря деньги платили.
Фото: Александр Жданович (Tarantino).
Фото: Александр Жданович (Tarantino).

И всё-таки 4 раза ни одна из этих причин не сработала. И я ушла. В антракте. Потому что если категорически не нравится, зачем себя мучить и тратить время понапрасну?

Но есть зрители, которые в отличие от меня уходят из зала в любой момент. Правильно ли это?

Если человеку стало плохо, тут всё понятно. Конечно, надо выйти. А если ему просто не нравится?

Самый «эффектный» выход из зала на моей памяти случился на фестивальном спектакле литовского театра. Это был «Мастер и Маргарита». Литовская режиссура — своеобразная. Не каждый ее принимает. Но если ты что-то не понимаешь или не любишь, это не значит, что это плохо.

Так вот одна дамочка выдержала первое действие, пересидела антракт, а минут через пять после начала второй части вскочила и, громко возмущаясь, что это кошмар и безобразие, прошествовала к выходу. Вот что ей помешало уйти в антракте? Почему я должна отвлекаться на ее истерику? И перед актерами неловко. Тем более что спектакль был шикарный.

Но что делать, если антракта нет?

Кстати, если бы не это обстоятельство, в моей копилке было бы на один недосмотренный спектакль больше.

В интервью газете «Труд» Андрей Ильин озвучил интересную мысль:

«Как все актеры, я слежу на спектакле за реакцией зала, но даже если кто-то встает и уходит посреди действия, в панику не впадаю. Зритель имеет право на ошибку, в том числе и при выборе спектакля. Человек ведь идет в театр с определенными ожиданиями: кто-то ему посоветовал, что-то он прочитал, но вкусы-то у всех разные. В конце концов, он может просто прийти не в том настроении, билеты ведь, как правило, покупают заранее».

Уходить или не уходить — каждый решает для себя.

А вы уходите посреди спектакля или дожидаетесь антракта? Спокойно воспринимаете, если кто-то выходит?

-3

Если вы любите театр так, как мы любим его, подписывайтесь на наш канал.

О зрителях в театре говорили тут:

Зачем дарить актерам цветы?

Нужен ли в театре дресс-код?

3 причины купить театральную программку

Что может испортить впечатление от самого хорошего спектакля?

Осторожно: в театре дети!