В предыдущих статьях было описан поход в театр как элемент образовательной программы в начальных классах, а также опыт удачного и неудачного похода в театр с детьми.
Самое время обсудить такую часто возникающую при посещении детских спектаклей проблему, как неадекватное поведение самих детей и их родителей.
И речь пойдет не про детей из маргинальных семей или детей, чье развитие отличается от типичного, а про самых обыкновенных детей из благополучных семей.
В нашем детстве большинство детей умели вести себя в театре, поэтому очень часто проблем не возникало даже, если с одним взрослым в зрительном зале было несколько детей.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. И изменилась она не потому, что дети стали другими, а потому что сопровождающие их взрослые сами в большинстве случаев не соблюдают правила поведения, которые потом требуют от ребенка.
Своего ребенка мы с самых первых походов в театр приучали к тому, что его поведение в зале не должно создавать проблем для других зрителей, то есть:
- нельзя что-либо произносить все то время, пока свет в зрительном зале выключен,
- нельзя вставать с места, стучать ногами по креслам предыдущего ряда и т.д.,
- естественно нельзя есть и пить во время спектакля, да и вообще в зрительном зале, это же не буфет.
Несколько раз после спектаклей соседи по зрительному залу (без детей) говорили, как хорошо наш ребенок вел себя и что они его совсем не слышали и не видели, а мы удивлялись, почему это привлекает внимание окружающих. Наше удивление исчезло после посещения нескольких популярных детских спектаклей, отвести детей на которые считают своим долгом большинство мам, пап бабушек и дедушек.
Первый раз, когда мы столкнулись с неадекватным поведением семьи с детьми начинался вполне безобидно. Наши места в зрительном зале были у прохода (выбраны они были не случайно, а с учетом того, что ребенок может неожиданно захотеть посередине спектакля выйти, например в туалет, хотя такого никогда не случалось, но все же). С другой стороны от нас было одно свободное место и, когда свет погас, то женщина с девочкой прибежали из задних рядов и попросили сместиться на одно место, чтобы они могли пересесть поближе. Мы подвинулись и очень быстро об этом пожалели.
Все время первого действия ребенок спрашивал у мамы, что происходит на сцене, а мама вместо того, чтобы выйти из зала и объяснить ребенку, что все вопросы в антракте, отвечала на вопросы, а потом и сама начинала что-то дочери показывать. Слушать оперу при таком фоне было совсем нереально и в какой-то момент пришлось напомнить женщине, что она сидит не на своем месте, а на нашем, поэтому сейчас я найду сотрудника театра и попрошу их сделать так, чтобы наши места освободили. После второго напоминания она удалилась, но впечатления от спектакля были испорчены.
Во второй раз на детском спектакле на соседнем ряду сидела семья с двумя детьми, один из которых плакал навзрыд, потому что родители не выполнили какую-то его "хотелку". Он перекрикивал артистов на сцене и мешал не только ближайшим соседям, но и всему залу. При этом у родителей даже не возникло мысли, что один из них может спокойно вывести ребенка из зала и продолжить семейный скандал там, не мешая окружающим.
Оба раза я никак не могла понять, почему мой ребенок (с очень непростым поведением) сидит и смотрит, а другие дети не собираются соблюдать никаких правил. Ответ пришел неожиданно.
Очередной поход в театр был совместным со свекровью. В зале ребенок сел посередине, а мы по краям, так как естественно бабушке хотелось сидеть рядом с внуком.
Еще до начала спектакля свекровь стала дергать ребенка, чтобы он встал, а она сфотографирует его, то на фоне сцены, то на фоне зрительного зала. Для меня такой фоторепортаж из театра является чем-то из ряда вон выходящим, но так как вроде они никому не мешали, а окружающие дети со своими родителями и родственниками были заняты примерно тем же, то я решила не обращать на это внимания.
Затем свекровь достала и отдала перед спектаклем ребенку подарки, что меня опять же удивило, так как ясно, что ему будет не терпеться поиграть и поведение от этого явно не улучшится.
Когда выключился свет, то она начала также как женщина из первой истории спрашивать ребенка, видит ли он кого-то из героев на сцене, заметил ли он что-то там еще. Ребенок сначала сильно удивился, так как он же знает, что после выключения света надо молчать, а тут взрослый сам задает вопросы, а потом постепенно начал вести себя так, как и большинство детей в зале, то есть говорить во время спектакля.
Меня это совсем перестало устраивать, поэтому пришлось и свекрови объяснить, что до антракта ни одного слова ребенку сказано не должно быть, и ребенку, что независимо от поведения бабушки, если он будет себя неприлично вести, то из зала придется выйти. Слава Богу, все всё поняли и такая ситуация больше не повторялась, но с тех пор я понимаю, почему именно современное поколение детей не может освоить театральный этикет. На каждого ребенка приходится столько родственников, которые считают своим долгом показать ребенку, как они им интересуются и хотят его развлечь, что у него просто не остается возможностей, чтобы держать себя в рамках приличия при таком количестве соблазнов.
А вам встречались зрители с неадекватным поведениям? И как Вы выходили из сложившейся ситуации?
Читайте продолжение серии публикаций о удачных и неудачных посещениях театра с детьми на канале.