Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Где и когда происходит действие фильма «Про Красную Шапочку»?

Конечно, не все сказки можно идентифицировать подобным образом, однако, «Про Красную Шапочку» (1977) разгадывается невероятно просто. В отличие от первоисточника Шарля Перро, где нет ни малейшего указания на место действия, в советском телефильме всё предельно ясно – и время, и страна.

Итак, перед нами очевидный восточнославянский мир и типичная община. Даже дети воспитываются вместе. Плюс – антураж в виде блинов, белых одежд с вышивкой, свистулек-петушков и характерных деревянных построек.

Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

В одной из сцен мы видим баранки, бублики, а заодно – самовар. Вместе с тем, тут чётко показано присутствие Европы – так, бабушка Красной Шапочки и её приятель – Звездочёт одеты по-западноевропейски;

...обиталище учёного напоминает типичный кабинет научного работника XVII – XVIII столетий. Если бы не смешные помпоны, это был бы ...Исаак Ньютон в старости. Точно такие же европейские образы у охотников.

Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

Главная героиня попадает в имение какого-то местного господина, где томится истеричный ребёнок – вроде бы мальчик, а по факту девочка (помните, оно говорит в финале: «Я не мальчик, я девочка»).

Я помню, что это создание играла девочка и её признание - эксцесс в процессе съёмок. Но зачем-то его оставили. Почему? Чтобы подчеркнуть, что в этой стране - майорат...

Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

...То есть передача наследства только родственнику мужского пола и девочку растят, как парня, чтобы не отдавать поместье на сторону? Майорат? Я к той теме ещё вернусь.

Особо восхитительны охранники во дворце – лица карикатурных «братков» ещё до возникновения этого устойчивого типа. Но речь не о физиономиях, а конкретно о париках. То есть авторы со всей очевидностью показывали XVIII век. Но где?

Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

Явные восточные славяне, но управляемые персонажами в париках, фижмах, штанах-кюлотах. И у них там жесточайший, непререкаемый майорат. Смотрим дальше.

Волки-оборотни воруют облачение католических священников (к слову, показ служителей культа – крайне редкий момент в киносказках, особенно в советских). Со всей вероятностью, это Белоруссия, входившая тогда в состав государства Речь Посполитая (Rzeczpospolita).

Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

Это государство, возникшее в результате объединения Польши с Литвой на основе Люблинской унии в 1569 году и ликвидированное в 1795 году. И майорат там был - именовался ординация.

В общем, волки переоделись в польских ксёндзов, а мордоворотистые персонажи в париках – мелкая шляхта на службе у вельможного пана. Да, студия, на которой создавалась эта история – Беларусьфильм, что как бы явно-явно намекает.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншот. Источник - YouTube.

Zina KorZina (c)