Найти в Дзене

Ар-брют или чем искусство отличается от арт-терапии?

Я с прошлого года хотела написать статью на эту тему. Не делала это только, потому, что данная тема не так популярна и интересна для большинства людей. Как психолог, практикующий арт-терапевт и человек, регулярно занимающийся творчеством, я все-таки не могу обойти ее стороной. Это будут мои субъективные рассуждения о том, какую роль в нашей жизни занимает арт-терапия, чем она отличается от искусства и что такое «ар брют». Сначала немного истории. Арт-терапия зародилась в середине двадцатого века, первоначально ее использовали в психиатрии, для «лечения» и «урегулирования» состояния людей с психическими расстройствами. В конце столетия арт-терапия оформилась в самостоятельный психотерапевтический метод, который успешно применяется в психологической практике для работы со здоровыми людьми. Арт-терапия оформилась в самостоятельную науку в прошлом веке, но, на самом деле, она имеет очень древнее происхождение. Корни арт-терапии уходят в сакральное и символическое искусство первобытных люде

Я с прошлого года хотела написать статью на эту тему. Не делала это только, потому, что данная тема не так популярна и интересна для большинства людей. Как психолог, практикующий арт-терапевт и человек, регулярно занимающийся творчеством, я все-таки не могу обойти ее стороной. Это будут мои субъективные рассуждения о том, какую роль в нашей жизни занимает арт-терапия, чем она отличается от искусства и что такое «ар брют».

Сначала немного истории.

Арт-терапия зародилась в середине двадцатого века, первоначально ее использовали в психиатрии, для «лечения» и «урегулирования» состояния людей с психическими расстройствами. В конце столетия арт-терапия оформилась в самостоятельный психотерапевтический метод, который успешно применяется в психологической практике для работы со здоровыми людьми.

Арт-терапия оформилась в самостоятельную науку в прошлом веке, но, на самом деле, она имеет очень древнее происхождение. Корни арт-терапии уходят в сакральное и символическое искусство первобытных людей (например, наскальные рисунки).

Зигмунд Фрейд ввел идею о том, что процессы и переживания, протекающие в психике человека, выражаются в форме образов и символов, а не словами.

В начале двадцатого века немецкий психиатр и психоаналитик Ханс Принцхорн провел исследование, в котором проанализировал творчество душевнобольных людей и пришел к выводу, что их рисунки отражают внутренние конфликты и переживания. Принцхорн нашел в клинике (на своем новом месте работы) коллекцию другого талантливого психиатра Эмиля Крепелина, в которой последний собрал рисунки и творчество душевнобольных. Принцхорн продолжил данную коллекцию, он пополнял и каталогизировал ее.

В 1922 году Ханс Принцхорн опубликовал свою монографию «Художественное творчество душевнобольных». Данная монография не стала популярной и не вызвала интереса в научных кругах, но зато получила огромное распространение среди французских художников из-за своих необычных иллюстраций. Авангардисты, примитивисты и сюрреалисты были в восторге от работ людей с шизофренией, маниакально-депрессивными расстройствами и другими психическими заболеваниями, так как многие элементы были присущи вышеперечисленным художественным направлениям.

Данная монография попала в руки французскому художнику-примитивисту Жану Дюбюффе. В 1945 году для обозначения работ душевнобольных, детей, неевропейских «дикарей» и примитивистов Дюбюффе ввел термин «ар брют», что в переводе с французского (art brut) означает «грубое» или «сырое» искусство. Работы в стиле «ар брют» объединяет отсутствие художественных канонов, масштабов, перспективы, правдоподобия. «Искусство аутсайдеров» (как называют ар брют в англоязычной литературе) носит спонтанный характер, лишено стереотипов, культурных шаблонов и делается «для себя». То есть, таким образом, символически происходит выражение своего внутреннего мира и протекающих в нем процессов в виде рисунка, скульптуры, архитектуры и пр.

После небольшого исторического дискурса, думаю, стало понятно, что у арт-терапии и ар-брюта есть много общего. В арт-терапии человек создает что-то только для себя, чтобы выразить свои чувства, мысли и эмоции на бумагу, тем самым он воспроизводит свой внутренний мир, его содержание. Практически то же самое происходит и в ар-брюте.

То, что творчество помогает всем людям (без исключения) справляться с внутренними конфликтами, переживаниями и гармонизировать внутреннее состояние известно многим. Например, исландские ученые провели исследования, благодаря которым удалось установить, что занятия музыкой, танцами вызывают в мозге биохимические процессы, которые помогают лучше справляться со стрессом.

Подытоживая, можем обобщить, что любой человек является творцом. Создавать что-то новое не только можно, но и нужно делать, так как польза психологическому здоровью очевидна. Арт-терапия и занятия творчеством исцеляют душу и тело.

Картина Адольфа Вёльфли, жил в психиатрическом диспансере в Берне. Фото: yandex.ru
Картина Адольфа Вёльфли, жил в психиатрическом диспансере в Берне. Фото: yandex.ru

А что же с искусством?

Ведь истинное искусство тоже «лечит» душу. Когда мы смотрим балет или спектакль, слушаем оперу или классическую музыку, созерцаем картины великих художников, читаем гениальные романы, мы напитываемся прекрасным, некой «вселенской гармонией».

Где заканчивается арт-терапия и начинается искусство?

Настоящее искусство отличается от арт-терапии тем, что имеет какой-то замысел. Оно подразумевает «цель» - что-то показать, донести до зрителя или исследовать что-то в себе самом, выразить эмоции художественными средствами. Искусство следует канонам, традициям (живописи, написания прозы и пр). Искусство отражает не только внутренний мир творца, но и культурный и социальный слой, в котором он обитает. Тот же «Черный квадрат» Малевича был манифестом своего времени, а не просто, потому что Малевичу захотелось нарисовать темную фигуру.

Искусство – это труд. Кроме творческого замысла и искры вдохновения художнику требуется время, силы и терпение, чтобы довести свое творение до конца. Завершить его есть монотонный и тяжелый труд. Попробуйте написать роман – помимо "приятностей", это «большое страдание». Посмотрите на музыканта, который совершенствует свои навыки или сводит придуманный трек – это море «скучной» и усидчивой работы.

В искусстве есть вдохновение, искра, замысел, идея, затем творец выбирает пути выражения своей идеи, методы ее реализации, опираясь на существующие культурные каноны, а затем ему нужно «вкалывать», чтобы завершить начатое. Следующие мучения начинаются, как представить свою работу общественности и пр. Я, конечно, немного преувеличила, но думаю «круговорот», который проживает художник, создающий что-либо понятен.

Также немаловажным в искусстве является то, что настоящее искусство обогащает. Несет в себе связь с чем-то трансцендентным, даже духовным. Человек растворяется в «объекте» художника, попадает в «безвременье», а когда возвращается в реальность, то мир уже никогда не будет прежним. В человеке открывается что-то новое, то, что до этого он не осознавал. Таким образом, искусство не только лечит, но и развивает душу (и не только душу, а также ум, дух и тело).

В ар-брюте тоже есть труд и терпение, но в ар-брюте творец направлен на самого себя. Нет канонов, правил и прочего. Ты создаешь что-то, потому что тебе это нравится, хочется, и ты не можешь не создавать. Нет продумывания и осмысления – что ты делаешь, для кого и как. Человек просто воспроизводит свой внутренний мир, как он это чувствует в форме символов и образов. Именно поэтому от работ душевнобольных людей становится немножко «жутко». Мы не можем понять, что находится внутри у такого человека, но чувствуем, что «что-то не то» (это не соотносится с нашими общепринятыми канонами) и нам трудно выразить свои ощущения словами.

То же самое происходит и в арт-терапии человек выражает то, что происходит у него в душе. Он может делать это самостоятельно для самоуспокоения и релаксации, а может вместе с арт-терапевтом комплексно поработать над тем, что его беспокоит. Можно выразить боль, страхи, агрессию и тогда никому не нужно это видеть, потому что в такой работе не будет гармонии, не будет посыла, смысла для кого бы то ни было, кроме самого творца.

Резюмируя, можно сделать вывод, что любое искусство терапевтично для его создателя, так как художник выражает свои бессознательные (или частично осознаваемые) идеи и трансформирует их во что-то другое, меняя себя и других своим творчеством.

Арт-терапия, как и ар-брют, это не искусство в широком понимании данного слова. Это «искусство» только для себя. Воспроизведение душевных и психических процессов, того, что волнует и тревожит, выражение своего внутреннего мира вовне и вопрос «обогащения» реального мира своим творчеством тут не стоит.

И напоследок, когда будете смотреть иллюстрации, обратите внимание, как в работах ар-брюта творцы заполняют всё пространство, там много-много мелких деталей, будто ритм, пульсирующий внутри человека, прорывается наружу. Это очень похоже на первобытное, архаичное искусство. Кстати, ар-брютом вдохновлялся известный художник Сальвадор Дали.

Надеюсь, что вам понравилась данная статья и после ее прочтения вам захочется больше творить самому, что душа пожелает!

Дом кузнеца Кириллова в с. Кунара Свердловской обл. Фото: yandex.ru
Дом кузнеца Кириллова в с. Кунара Свердловской обл. Фото: yandex.ru
Дворец почтальона Шеваля во Франции. Фото: yandex.ru
Дворец почтальона Шеваля во Франции. Фото: yandex.ru
Картина Адольфа Вёльфли, жил в психиатрическом диспансере в Берне. Фото: yandex.ru
Картина Адольфа Вёльфли, жил в психиатрическом диспансере в Берне. Фото: yandex.ru
Картина швейцарской художницы Кэти Бутуза. Фото: yandex.ru
Картина швейцарской художницы Кэти Бутуза. Фото: yandex.ru
Дворик Барда Нельсона в Санкт-Петербурге. Фото: yandex.ru
Дворик Барда Нельсона в Санкт-Петербурге. Фото: yandex.ru
Дворик Барда Нельсона в Санкт-Петербурге. Фото: yandex.ru
Дворик Барда Нельсона в Санкт-Петербурге. Фото: yandex.ru
Коллаж автора
Коллаж автора

Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал!

Что еще почитать по теме:

О глубине арт-терапии, связи бессознательного и творчества